Обзор российского рынка продуктов питания

25.06.2010 • Издатель: Marketpublishers

В моде – «здоровые» продукты

Оборот розничной торговли продовольственными товарами в России в стоимостном выражении вырос в прошлом году на 13%,при этом если на мировом рынке один из самых быстрорастущий сегментов это питьевой йогурт, то в России это сегмент готовых блюд (в 2007 г. его рост составил 41%), детские соки и сокосодержащие напитки (33%), отмечают в своем исследовании эксперты TD MarketPublishers Ltd.

Самым быстрорастущим как в мире, так и в России, стал сегмент детского питания. В России это объясняется тем, что в стране введена господдержка многодетных семей, растут показатели рождаемости.

При этом эксперты отмечают, что в прошлом году на рынке продуктов питания существенные перемены в структуре потребления. Вместе с ростом продаж удобных и экономящих время товаров, таких как еда быстрого приготовления, в потребительской корзине россиян выросла доля продуктов, ассоциирующихся со здоровым образом жизни и правильным питанием. Иллюстрацией этого является устойчиво высокая динамика «биосегмента» молочного рынка и так называемых функциональных продуктов, содержащих витаминные и минеральные добавки. В целом Россия повторяет путь развития стран со зрелыми рынками, где население всерьез озабочено вопросами сохранения молодости и здоровья и где наблюдаются высокие темпы роста продаж тех продуктов, которые позволяют потребителям поддерживать хорошее самочувствие и физическую форму.

По данным исследования TD MarketPublishers Ltd. девять категорий продуктов питания и напитков в 2007 году росли быстрее рынка в целом. В числе этих категорий – пиво, готовые смеси для приготовления блюд, питьевые йогурты, соленые снеки из морепродуктов, блюда быстрого приготовления, жидкие молочные десерты, сладкие газированные напитки, соки и творог.

Список самых быстрорастущих сегментов российского продовольственного рынка открывают напитки, как традиционные алкогольные и безалкогольные, так и питьевые йогурты и жидкие молочные десерты.

Розничные продажи безалкогольных напитков, в том числе чая и кофе, в 2007 году выросли на 11%. В числе лидеров роста -- газированные напитки и соки – в стоимостном выражении рост этих категорий составил соответственно 18 и 14%. Высокую динамику роста сегмента газированных напитков поддержал квас: его продажи в стоимостном выражении увеличились более чем на 60%, составив 10% от общего объема продаж газированных напитков в денежном выражении.

Рынок кондитерских изделий вырос в стоимостном выражении на 9%. Высокими темпами увеличивались продажи сладкого печенья – в стоимостном выражении рост составил 10%.

Сегмент молочных продуктов – третий по величине на российском рынке упакованных продуктов питания и напитков – в 2007 году сохранял стабильность. Прирост этого сегмента в стоимостном выражении составил 5%. На темпы роста рынка в денежном выражении повлияло существенное снижение продаж в таких категориях, как маргарин и глазированные сырки, – соответственно на 16 и 15%. Стоимостной объем продаж глазированных сырков снизился, в частности, и из-за роста доли товаров под частными марками.

Традиционные молочные продукты - молоко и сливки - по-прежнему являются самым крупным сегментом молочного рынка – на них приходится 25% общего объема продаж. Продажи этой продукции стабильны – в 2007 году они выросли на 5% в стоимостном выражении.

Категория кулинарных продуктов, которая включает в себя продукты питания, готовые к потреблению, базовые кулинарные продукты и соусы, в 2007 году показала самый медленный рост среди крупнейших сегментов рынка упакованных продуктов питания – всего лишь 4% в стоимостном выражении.

Ключевые тенденции развития российского рынка продовольствия – интерес потребителей к здоровому питанию и удобству потребления. К таким продуктам относятся смеси для приготовления блюд и еда быстрого приготовления – их продажи выросли соответственно на 29 и 21% в стоимостном выражении.

По прогнозам экспертов TD MarketPublishers Ltd., в этом году и последующие несколько лет высокую динамику продаж будут демонстрировать так называемые продукты питания высокой готовности, которые достаточно просто разогреть.

Кроме того, анализируя результаты исследования российского продовольственного рынка, можно увидеть, что городские жители все чаще сознательно делают выбор в пользу полезных для здоровья продуктов питания и напитков, в том числе и тех, которые помогают решать отдельные функциональные задачи, связанные с поддержанием здоровья. Говоря о прогнозах развития рынка продовольствия на несколько лет вперед, можно с уверенностью утверждать, что сегмент «здоровых» продуктов обладает колоссальным потенциалом.

Наша компания предлагает Вам следующие обзоры / исследования рынка продуктов питания:

См. также: экспорт продуктов питания, импорт продуктов питания, рынок мясных продуктов, рынок молочных продуктов.

Новости и аналитика

Дайджест