Молотый известняк: когда восстановится рынок?

10.03.2010 • Издатель: Marketpublishers

Молотый известняк – один из важнейших нерудных материалов в России. В условиях кризиса резко сократился платежеспособный спрос на него в важнейшем сегменте потребления – дорожном строительстве. На что в этой ситуации ориентироваться отечественным производителям?

Молотый известняк – один из важнейших нерудных материалов в России. В условиях кризиса резко сократился платежеспособный спрос на него в важнейшем сегменте потребления, на который приходилось более половины поставок продукта – дорожном строительстве. Спад составил до 40%... На что в этой ситуации ориентироваться отечественным производителям? Когда начнет восстанавливаться спрос? Как обстоят дела в других сегментах?

Мрачные перспективы главного сегмента

В России крупнейшим сегментом потребления молотого известняка является дорожное строительство. Продукция на его основе необходима при строительстве дорог для усиления фундаментов, для предотвращения осадки грунта и для усиления его несущей способности. Кроме того, молотый известняк используется в качестве наполнителя при производстве асфальта. При смешивании его с битумом образуется прочный материал для изготовления дорожного покрытия, который способен противостоять атмосферным явлениям. Белое вещество, используемое для нанесения дорожной разметки, содержит известняковую муку.

На сегмент дорожного строительства приходится более половины всего выпущенного объема молотого известняка (по итогам 2008 г. было поставлено около 1 300 тыс. т минерального порошка). Потребление здесь имеет сезонный характер, активность приходится на апрель-октябрь.

В 2009 г. на данном рынке наблюдается ощутимый спад, по разным оценкам составляющий до 40%. Это связано с сокращением затрат (из-за кризиса) на дорожное строительство, а также задержками финансирования (так, дорожные службы центрального региона получили средства только в июне 2009, соответственно, значительно позже начали закупки сырья и материалов).

Крупнейшими потребителями молотого известняка являются производители асфальтобетонных смесей, в частности, автодорожные ГУП, асфальтобетонные и асфальтовые заводы, которые есть в каждом регионе. Среди них встречаются и производители высококачественных дорожных покрытий, компании, занимающиеся строительством, ремонтом и реконструкцией федеральных магистралей и аэродромов (в частности, русско-германское предприятие «АВТОБАН») и др.…

Крупнейшим производителем минерального порошка для нужд дорожного строительства (и крупнейшим в России) является ООО «Дробильно-сортировочный завод» (пос. Товарково, Калужская область), входящий в группу компаний TEREX. В августе 2008 на предприятии была завершена модернизация, в результате которой его мощности по минеральным порошкам были увеличены с 65 до 100 тыс. т/в мес. В 2008 г. на заводе в Товарково было выпущено около 460 тыс. т молотого известняка, из которых около 270 тыс. т (60% общего объема) было отгружено для нужд дорожного строительства. Спад в дорожном строительстве – главная причина сокращения производства минерального порошка на Дробильно-сортировочном заводе в 2008 г. относительно уровня 2007 г. (460 тыс. т против более 500 тыс. т). По мнению представителей предприятия, в 2009 г. ситуация в данном сегменте не улучшится, а возможно, спад углубится.

Когда же начнет восстанавливаться рынок в этом, главном сегменте? Тогда, когда объем средств, выделяемых на строительство и ремонт (в том числе и регионах), будет увеличиваться, - то есть появятся дополнительные средства, позволяющие увеличить объемы дорожно-строительных работ. Это зависит от общей финансово-экономической ситуации в стране, которая, согласно прогнозам, начнет улучшаться не ранее 2011 г. По мере достижения «точки дна», которая прогнозируется на середину 2010 г., рынок дорожного строительства будет только сокращаться. Но существуют и другие рынки, которые сегодня находятся в несколько лучшем положении.

Мягкая кровля: сегмент «не для всех»

Второй по важности рынок для поставок молотого известняка (минерального порошка) – это производство мягкой кровли. На него приходится около 20% российского объема потребления. Но здесь минеральный порошок сталкивается с конкуренцией со стороны других продуктов-заменителей, поэтому его позиции здесь зависят не только от положения дел в сегменте кровельных материалов, но и от конъюнктурной ситуации относительно каждого заменителя. (Так, в последнее время некоторые производители кровельных материалов больше предпочитают использовать золу.)

Потребление молотого известняка в сегменте кровельных материалов также носит сезонный характер, но относительно того же дорожного строительства «сезон» здесь длиннее (начинается уже в феврале).

Крупнейший поставщик молотого известняка для производства мягкой кровли это опять же «Дробильно-сортировочный завод». Доля его поставок, приходящихся на нужды производителей мягкой кровли, составляет около 30% от общего объема поставок минеральных порошков предприятием. Произведенная в 2008 г. модернизация «открыла» предприятию на данном рынке новые перспективы.

Надо отметить, что производителей мягкой кровли устраивает качество далеко не всякого минерального порошка, выпускаемого в России, поэтому на этом рынке работают не все продуценты молотого известняка; в частности, другой крупнейший продуцент минерального порошка – «Песковский комбинат строительных материалов» - свою продукцию для нужд производителей мягкой кровли не поставляет (ранее, в 2008 г., в планах предприятия была соответствующая модернизация, но из-за кризиса ее пришлось отложить).

Сегодня крупнейшим потребителем минерального порошка в сегменте мягкой кровли является компания «ТехноНиколь», которая закупает продукт именно в Товарково. Как и в любом сегменте, имеющем отношение к строительству, в производстве кровельных материалов также имеет место спад, начавшийся с конца 2008 г. Но, по оценкам участников рынка, он проявляется здесь в меньшей степени (нежели в дорожном строительстве) и по итогам I полугодия 2009 составляет 10-15% (к соответствующему периоду 2008 г.). Кризисный спад не обошел и производство компании «ТехноНиколь», которой пришлось сократить объемы выпуска и, соответственно, закупок молотого известняка. В частности, был остановлен завод в Рыбинске (сегодня, по состоянию на август 2009, снова работает). Согласно прогнозам, сокращение в данном сегменте может продолжаться и во II половине 2009 г. Но уже в 2010 г. рынок начнет восстанавливаться.

Учитывая приведенные обстоятельства, сегмент мягкой кровли не может выступать в качестве рыночной альтернативы сегменту дорожного строительства, тем более, учитывая технологические особенности отдельных производителей, не каждый продукт по качеству здесь устраивает потребителя.

И опять строительство…

Третья сфера потребления минерального порошка опять же связана со строительством – это производство сухих смесей. Здесь молотый известняк используется в качестве заполнителя или же тонкодисперсного наполнителя (для сухих смесей, используемых в тонких слоях или от которых не требуются высокие прочностные показатели). Но здесь молотый известняк далеко не единственный и уникальный компонент продукт по своему назначению и свойствам, поэтому имеет место конкуренция со стороны других продуктов – мел, золы, мраморная крошка, строительные пески и др.

Производство сухих смесей (до 15% рынка молотого известняка в России) – особый сегмент, так как не имеет жестких сезонных ограничений. Производители ССС могут его покупать круглый год.

Крупнейший поставщик молотого известняка для этого сегмента – ОАО «Песковский комбинат строительных материалов» (Московская обл.), входящее в ЗАО «Евроцемент груп». Основная сфера потребления его минеральных порошков – это как раз производство ССС (зимой весь выпущенный объем молотого известняка идет производителям ССС). Комбинат, наряду с «Дробильно-сортировочным заводом» является крупнейшим продуцентом молотого известняка (годовой выпуск на каждой площадке составляет примерно 500 тыс. т/год).

Отличие продукции (минерального порошка), произведенной на Песковском комбинате, от другого лидера – Товарковского дробильно-сортировочного завода в том, что последний, благодаря произведенной в 2008 г. модернизации может работать на рынке мягкой кровли. На Песковском же комбинате, подобной модернизации не было, и его продукция не устраивает по качеству производителей мягкой кровли.

Среди потребителей молотого известняка в сегменте сухих смесей можно выделить следующих: Knauf Gips (Красногорск), Henkel Bautechnik, ГК «Юнис», «Старатели», «Строймонтаж МС», «Эй-Джи Строймаркет».

По словам представителей Песковского комбината строительных материалов, спад в конце 2008 г. не отразился сразу на его деятельности, его негативное воздействие начало проявляться лишь уже в 2009 г. По итогам I полугодия 2009 г. можно говорить о сокращении выпуска молотого известняка на 30-35%, что вызвано воздействием кризиса на строительную сферу, в частности, производство сухих смесей. Учитывая негативное влияние кризиса на, наверное, самый «уязвимый» - строительный сегмент, производство ССС в ближайшем будущем перспективным (в плане потребления минерального порошка) не назовешь.

Существуют и другие, на сегодняшний день не значительные по объемам, сферы потребления молотого известняка. Так, наверное, самая «традиционная» сфера – это раскисление почв при проведении агрохимических мероприятий в сельском хозяйстве. Подобные мероприятия осуществляются за счет средств государственного бюджета, поэтому потребление здесь прямо зависит от объемов госфинансирования. Так, по информации участников рынка, многие регионы (даже Московская область) с начала 2009 г. прекратили выделение средств на эти цели или вовсе исключили данную статью из бюджетных затрат. То есть сегмент сузился до минимума: средства на известкование почв в 2009 г. выделяется лишь в отдельных случаях, как правило, крупными агрохолдингами. В большинстве регионов финансирование данной статьи в 2009 г. не предусмотрено, и вряд ли ситуация изменится в 2010 г.

Есть и более узкие сферы применения молотого известняка. В частности, его можно использовать в фильтрах для тепловых электростанций, для очистки дыма от вредных примесей. Эти технологии активно используются на Западе, в России же пока не получили распространения.

Комбикорма: маленькая «точка роста»?

На производство комбикормов для животных и птиц приходится всего около 6% от общего объема поставок молотого известняка. Но именно данный сегмент видится для поставщиков - как единственный, где в ближайшее время возможен рост.

Потребителями здесь являются птицефабрики, комбикормовые заводы, комбинаты зерновых продуктов и др. Сегмент является всесезонным – потребность в комбикормах не уменьшается и в зимний период. Важно заметить, что он, в отличие от строительных сфер, не пострадал от кризиса – закупки минерального порошка для кормовой индустрии (в том числе и у крупнейших производителей – Песковского и Товарковского предприятий) не сократились, а напротив, наметилась тенденция к росту.

Особенно перспективен сегмент птицеводства – он, являясь всесезонным (потребление мяса птицы не зависит от времени года) может в условиях кризиса выступить маленьким «островком стабильности и роста». В нынешних условиях, когда снизилась покупательская способность населения, потребление кур увеличилось относительно других продуктов. И имеется четкая тенденция к росту рынка.

В ближайшей перспективе российское птицеводство имеет все шансы превратиться в экспортно-ориентированную отрасль. Существует государственная политика, направленная на развитие отечественного птицеводства, призванная в разы увеличить поголовье птицы…

Можно смело предположить, что в 2009 г. и ближайшей перспективе потребление молотого известняка в сегменте производства кормов для птицеводства будет только увеличиваться. При этом, на фоне сокращения спроса в строительных направлениях (дорожное строительство, мягкая кровля, сухие смеси) значение и его емкость будет только возрастать, что позволит к 2011 г. существенно увеличить его долю.

Таким образом, сегодня нельзя говорить о быстром восстановлении рынка молотого известняка, по крайней мере до того времени, пока не улучшится ситуация с финансированием в дорожном строительстве. Вряд ли другие сегменты (пусть и обладающие большим потенциалом роста) в ближайшем будущем смогут выступить в качестве полноценной альтернативы.

Источник: Newchemistry.ru

 

Обзоры по теме:

Флюс известняковый, известняк: тенденции и перспективы международной торговли

Новости и аналитика

Дайджест