Энергетическое машиностроение как основа безопасности энергетики страны

18.03.2010 • Издатель: Marketpublishers

Российский рынок машиностроения для энергетической отрасли располагает определенным потенциалом для устойчивого инновационного и технологического развития, однако без целенаправленной государственной промышленной политики в этом секторе экономики, скорее всего, этот потенциал так и останется нереализованным. К такому выводу пришли специалисты Информационного агентства «Крединформ Северо-Запад», проведя комплексное маркетинговое исследование «Рынок энергетического машиностроения: состояние, тенденции и перспективы его развития».

В настоящее время российский рынок в стоимостном выражении оценивается в размере около 40 млрд. руб. или 2% всего мирового рынка. По предварительным оценкам специалистов, в период с 2006 по 2020 год объем российского рынка генерирующего оборудования составит 6-8 трлн. руб., в том числе 1,5 трлн. руб. по проектам малой энергетики (проекты развития Дальнего Востока и Юга России).

Из основных факторов позитивного влияния следует отметить резервы роста за счет замены и модернизации изношенного оборудования. К настоящему моменту уже около 40%, а по некоторым оценкам около 60% всех генерирующих мощностей электростанций России выработали свой парковый ресурс.

Второй фактор - растущий спрос на энергию требует строительства электростанций с новым современным оборудованием. Однако положительная динамика роста в энергетическом машиностроении до 2008г. касается только производства паровых турбин. Относительно остальных видов продукции, ежегодно отмечался рост производства к 2005г., но при общей тенденции снижения по отношению к предыдущему году. Несомненно, 2009г. внес свои коррективы: снизился рост производства всех видов продукции.

Эксперты отмечают, что отрасль не способна собственными силами удовлетворить потребности электроэнергетики в оборудовании и это одна из основных проблем. На этом фоне конкуренцию российским производителям начинают составлять кроме западных компаний производители из стран Юго-Восточной Азии (Корея, Китай).

По оценке технических специалистов, качество их оборудования не хуже западного, к тому же азиатские производители отличаются значительной гибкостью в отношении условий поставки. В настоящее время мощность российских электростанций, построенных на зарубежных турбинах и котлах, пока не превышает 2% от общей мощности энергосистемы. При сохранении данных тенденций к 2020 году по базовому варианту на зарубежном оборудовании будет основано 24%, а по максимальному - 27% от общей мощности энергосистем, что конечно не устраивает российских производителей.

По оценке специалистов, на восстановление объемов выпуска оборудования на уровне 1980−х годов основным энергомашиностроительным предприятиям понадобится немногим менее 900 млн долларов, а для полной загрузки энергомашиностроительных мощностей после 2015 г. уже 1,9 млрд долларов. Выделить эти относительно небольшие по мировым меркам суммы российским производителям будет крайне сложно.

В дополнение ко всему вышеперечисленному, можно следует также упомянуть следующие ограничения развития российского рынка энергетического машиностроения: отсутствие гарантированных долгосрочных заказов, накопленное и прогрессирующее научно-техническое и технологическое отставание, низкая степень унификации заказываемых энергетикой энергоблоков, неразвитость рынка ключевых комплектующих для энергомашиностроения и другие.

Новости и аналитика

Дайджест