Обзор российского рынка лекарственных средств

04.03.2011 • Издатель: Marketpublishers

Рост российского фармацевтического рынка в 2010 году превзошел все даже самые оптимистические прогнозы и в ближайшем будущем этот сегмент может стать локомотивом экономики, считают эксперты TD The Marketpublishers Ltd.

Потенциал роста емкости фармацевтического рынка достигается за счет увеличения сегмента рынка, обеспеченного государственными деньгами (ДЛО и госпитальный сектор), а также увеличения потребления лекарств и парафармацевтики на фоне повышения уровня жизни среднестатистического россиянина. Для примера, в 2005 году россиянин в среднем тратил 58 долларов на покупку медикаментов, в 2006 году – 70 долларов, в 2008 году -- 67 долларов. Сегодня в России потребляется лекарств на 82 долларов на душу населения в год, в то время как в странах Евросоюза этот показатель в среднем равен 200-250 евро на душу населения в год, а в США --700 долларов.

У российской фарминдустрии есть огромный потенциал для развития еще и потому, что доля фармацевтического рынка в создании ВВП в России менее 1%. Для примера, в ВВП Евросоюза этот сегмент рынка составляет около 2%. Следовательно, любые инвестиции в фармацевтическую отрасль России быстро окупятся, несмотря на существующие проблемы, уверены эксперты TD The Marketpublishers Ltd.

Главным событием прошлого года на российском рынке лекарственных средств стало введение государственного контроля цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), которые пользуются большим спросом у граждан и больше всего влияют на снижение уровня заболеваемости и смертности. Это было сделано в рамках вступившего в силу закона «Об обращении лекарственных средств», который принципиально изменил систему регистрации и распространения лекарств в России.

Появление на российском фармацевтическом рынке механизма госрегулирования привело к тому, что на коммерческом рынке тенденцией стало снижение цен как на важнейшие препараты, так и на некоторые медикаменты, не попавшие в перечень необходимых. Правда, падение цен не оказалось глобальным и составило по разным оценкам от 4 до 6%. Тем не менее, фактор снижения цен стал важным катализатором продолжившегося роста фармацевтического рынка, в первую очередь, в натуральном выражении, отмечается в обзоре TD The Marketpublishers Ltd.

Закон изменил порядок регистрации новых лекарств, а также сократил ее сроки. Сделаны попытки выровнять условия доступа на рынок для отечественных и зарубежных производителей, создать условия для увеличения доли отечественных лекарств на рынке. На это направлена и принятая федеральная целевая программа (ФЦП) по развитию фармпромышленности, одной из основных целей которой является значительное увеличение доли продукции отечественного производства на внутреннем рынке в стоимостном выражении к 2020 году. Закон также предусматривает проведение мониторинга безопасности лекарств, что позволит предпринимать действенные меры по борьбе с некачественными, фальсифицированными и контрафактными лекарствами. В идеале новый закон о лекарствах должен вывести к 2014 году российскую фармацевтическую промышленность на европейские стандарты качества.

Как водится, не обошлось и без негатива – госрегулирование привело к тому, что и без того невысокая рентабельность у аптечных организаций стала еще ниже, из-за ограничения размера оптовых надбавок пострадали дистрибьюторы, а также некоторые производители, которые не стали регистрировать свои препараты, посчитав это экономически нецелесообразным. Появились и другие проблемы, в частности, госрегулирование цен привело не только к некоторому сокращению ассортимента, но и к тому, что дистрибьюторы и аптеки, стремясь поднять рентабельность, начали закупать и продавать наиболее дорогие препараты. И до сих пор оптовые поставщики и аптеки стремятся закупать препараты с максимально высокой зарегистрированной ценой. В результате в проигрыше остаются не только потребители, но и российские производители, цены которых на аналогичные медикаменты ниже, чем у зарубежных конкурентов.

Однако, в целом, введение государственного контроля за ценами на важнейшие лекарства, оказало на рынок лекарственных средств положительный эффект, прежде всего, в аспекте социальной стабильности, считают эксперты TD The Marketpublishers Ltd.

Выполняя поручение президента, в конце 2009 года правительство одобрило новую федеральную целевую программу по развитию фармацевтической и медицинской промышленности. Программа рассчитана на 10 лет, ее объем -- 188 миллиардов рублей, из которых 122,5 миллиарда приходятся на долю государства, а 154 миллиарда будет потрачено на научно-технологическое развитие.

Первые результаты внедрения программы появились уже в 2010 году. За 11 месяцев рост производства составил 37,7%, а доля отечественных компаний на рынке с 22 % в 2009 году увеличилась до 25%.

Однако только за счет госфинансирования медицинскую промышленность в России развить не получится, поэтому необходимо активнее вовлекать бизнес -- как российский, так и иностранный, считают эксперты TD The Marketpublishers Ltd.

Но все же без масштабной государственной поддержки, как финансовой, так и политической, модернизировать существующие фармацевтические производства будет сложно. Согласно программе, модернизация производств на 75% будет профинансирована государством, оставшаяся часть – частными инвесторами. В среднем затраты на обучение персонала и техническое перевооружение лишь одного производства могут составить от 5 до 20 млн. долларов. А с учетом того, что процесс переоборудования предприятий может занять от трех до четырех лет начинать его нужно прямо сейчас. В любом случае надо быть готовым к тому, что наряду с улучшением качества отечественных лекарств произойдет увеличение их стоимости. Не исключено, что таблетки российского производства по цене сравняются с западными аналогами и даже превзойдут их, считают эксперты TD The Marketpublishers Ltd.

Исследования по теме:

См. также: лекарства, медицинские препараты.

Новости и аналитика

Дайджест