Алкогольный рынок России

10.03.2011 • Издатель: Marketpublishers

Алкогольный рынок России растет в основном за счет сегмента суррогатных продуктов, несмотря на все усилия правительства по снижению доли фальсификата на рынке, отмечают аналитики TD The Marketpublishers Ltd.

Годовой объем потребления легальной водки и ЛВИ в России составляет около 1100 млн л. Еще не менее 1200 млн л -- это нелегальная водка и суррогаты (технические жидкости, парфюмерия, аптечные настойки, самогон и т.д.). Еще около 110 млн л -- коньяк и около 20 млн л -- виски, ром, джин, текила, абсент и прочая экзотика. Средний россиянин употребил в 2010 году около 8,7 л легального крепкого алкоголя и около 8,9 л нелегального и суррогатного.

2010 год стал для алкогольного рынка России во многом переломным, отмечается в обзоре TD The Marketpublishers Ltd. Год начался со старта антиалкогольной кампании, главным инструментом реализации которой выступила федеральная служба Росалкогольрегулирование. Была введена минимальная розничная цена на водку, на предприятиях отрасли начались массовые проверки, что привело к приостановке лицензий у целого ряда предприятий.

Тем не менее, установление с 1 января 2010 года минимальной розничной цены за бутылку водки 0,5 л в размере 89 руб. не решило одним махом всех проблем, хотя и поспособствовало снижению присутствия в рознице нелегальной продукции в два раза.

Помимо водки, на протяжении 2010 года были введены минимальные цены на все крепкие напитки от 28 градусов. С 2011 года своя минимальная цена появилась и у коньяка – 193 руб. Нижняя планка для водки будет поднята до 98 руб за бутылку 0,5 л.

Настоящее оживление в 2010 году наблюдалось в сегменте коньяков, отмечают эксперты TD The Marketpublishers Ltd. Одним из наиболее заметных трендов прошлого года стал запуск собственных коньячных марок практически всеми крупными производителями водки страны. Свои коньяки запустили «Синергия», «Росспиртпром», «Русский алкоголь», «Ладога» и «Винэксим». По мнению экспертов TD The Marketpublishers Ltd., интерес к коньяку со стороны традиционных водочников объясняется тем, что на нем можно заработать больше, чем на премиальной водке.

Весь 2010 год сопровождался недовольством представителей пивоваренных компаний, возмущенных трехкратным повышением акциза на пиво в начале года, что привело к заметному росту рыночной стоимости продукта. Тем не менее, после январского падения пивного рынка отрасль понемногу стала приходить в себя. Аномальная летняя жара позволила пивоварам практически наверстать показатели предыдущего года и закончить 2010-й в незначительном минусе. Теперь главные лоббистские усилия представителей пивной отрасли направлены на минимизацию последствий предстоящего включения пива в «общеалкогольный закон», согласно которому производство и реализация пива будут регулироваться наравне с крепкими алкогольными напитками.

В прошлом году лидером алкогольного импорта в Россию стала водка. Среди крепких напитков доля исконно русского продукта в портфеле ввозимых товаров составила 37,1%. При этом объем иностранной водки вырос по сравнению с прошлым сезоном на 27,1%.

Согласно данным TD The Marketpublishers Ltd., в Россию в 2010 году попало 109,4 млн литров крепких напитков, эта цифра больше на 26,9% по сравнению с 2009 годом, правда, меньше на 7,1% к 2008 году. Лидером ввоза стала водка, ее доля составила 37,1%, следом -- виски с долей в 17,5%, которые по итогам 2010 года выросли в объеме на 42,8%. В конце списка -- коньяк и бренди, их доля чуть меньше -- 17,2%, рост данной продукции по сравнению с 2010 годом составил 24,8%.

Максимальное количество крепкого алкоголя Россия получает из Украины, Великобритании и Армении. Доли этих стран в портфеле самых жестких напитков составили 51,5%, 16,5% и 9% соответственно.

Основными трендами 2011 года станут снижение рынка легальной водки и коньяка на фоне роста винного рынка, уверены эксперты TD The Marketpublishers Ltd.. По их мнению, отрасли не удастся избежать хаоса при перелицензировании и переходе на предоплату акциза: сохранить свои алкогольные лицензии в 2011 году будет суждено далеко не всем.

По прогнозам TD The Marketpublishers Ltd., спрос на водку в России стабилизируется на уровне 2009 года лишь к 2014 году. Планируется, что в 2014 году в России будет востребовано 1,74 млрд л водки и ЛВИ.

В 2005−2009 гг. потребление водки и ЛВИ сократилось в России на 14% до 21,5 л на человека в год, а к 2014 г. этот параметр снизится лишь до 21,1 л, считают аналитики TD The Marketpublishers Ltd..

Благодаря этому, производство водки и ЛВИ, в 2005−2009 г. сократившееся на 15,1% до 1,68 млрд л, к 2014 г. вырастет до 1,74 млрд. Экспорт продолжит развиваться и увеличится с 56,1 млн л в 2009 г. до 80,8 млн л в 2014 г., в основном за счет роста продаж в страны СНГ.

Водка и ЛВИ продолжат дорожать, однако темпы роста цен будут более умеренными, чем в предыдущие годы. Так, если в 2005−2009 гг. цены выросли в среднем на 46,1% до 315,8 руб. за литр, то к 2014 г. они увеличатся лишь на 30,6% до 412,5 руб. за литр.

Исследования по теме:

См. также: алкоголь, спиртные напитки.

Новости и аналитика

Дайджест