Рынок безалкогольных напитков России

11.03.2011 • Издатель: Marketpublishers

Российский рынок безалкогольных напитков в ближайшие годы будет расти в основном за счет сегмента питьевой воды, считают эксперты TD The Marketpublishers Ltd.

По их данным, натуральный объем продаж безалкогольных напитков в России в 2005-2009 гг вырос на 2,1 млрд л, достигнув 9,4 млрд л. Кризис привел лишь к стагнации рынка, но не к сокращению продаж. Люди, которые уже потребляли чистую покупную воду не смогли в условиях кризиса переключиться обратно на водопроводную. Кроме того, расходы на воду и напитки в кризис увеличились не значительно, так как большая часть продукции рынка относится к экономичному сегменту. В итоге в 2010 г рынок продолжил расти, приблизившись к 9,6 млрд л.

Российский рынок безалкогольных напитков условно делится на три подкласса: питьевые, минеральные воды и прохладительные напитки. Доминирующее положение занимают прохладительные напитки. Если минеральных и питьевых вод суммарно в 2010 г было продано 4,2 млрд л, то продажи прохладительных напитков приближались к 5,4 млрд л.

Основной объем продаж минеральных вод приходится на столовые минеральные воды, отмечают эксперты TD The Marketpublishers Ltd. Их доля равна 40% от общего объема продаж минеральных вод. Чаще всего столовой минеральной водой называется обычная питьевая вода из скважины, но степень минерализации позволяет этой воде называться минеральной. В целом потребители предпочитают минеральную столовую воду просто очищенной под фильтрами, поэтому данный сегмент растет быстрее остальных. Активно растут продажи и обычных питьевых вод, особенно в секторе разливной и кулерной воды. В 2010 г объем продаж кулерной воды достиг 245 млн л.

В России ежегодно среднестатистический потребитель выпивает 15 л бутилированной воды, тогда как в Польше – 40, в Чехии – 50, а в Западной Европе в среднем 70 л. По оценкам экспертов TD The Marketpublishers Ltd., основными направлениями развития рынка в настоящее время являются негазированная и ароматизированная вода, а также минералка в упаковке со спорт-крышкой. При этом среди продавцов негазированной воды в больших ёмкостях наиболее востребованными становятся те, кто наряду с доставкой минералки предоставляет ряд дополнительных услуг, например, продажу и ремонт кулеров и помп для воды.

Наибольшую долю продаж прохладительных напитков составляют лимонады и колы, объем продаж в 2010 г составил 4,2 млрд. Сейчас данные сегмент рынка близок к насыщению. Доля лимонадов и кол в период с 2005 по 2009 г в общем объеме продаж упала с 86% до 81%. Доли холодных чаев, сокосодержащих, функциональных напитков и квасов, напротив, в последние годы растут. Квас промышленного производства в значительной степени заменил в потреблении квас домашнего производства, особенно в летний период. Быстро растет рынок функциональных напитков, в первую очередь за счет энергетиков. Эти сегменты рынка еще далеки от насыщения, уверены аналитики TD The Marketpublishers Ltd.

Среди безалкогольных напитков и пива самым динамично растущим сегментом сейчас является рынок кваса, считают аналитики TD The Marketpublishers Ltd.. Большинству производителей данного напитка удалось продемонстрировать рост даже в кризисном 2009 году, а жаркое лето 2010 года стало очень прибыльным. Однако, по мнению аналитиков TD The Marketpublishers Ltd., российский рынок кваса уже приблизился к насыщению. Кроме того, существует огромное количество других прохладительных напитков, которые достойно конкурируют с этим традиционным напитком.

В последние годы популярность квасов на российском рынке постоянно растет: потребление кваса на душу населения в России в 2009 году составило 2,9 литра, а к весне 2010 уже 3,1 литра.

По данным TD The Marketpublishers Ltd., квас по-прежнему перспективная сезонная категория. Его продажи в городской России в первые четыре месяца 2010 года по стоимости выросли почти на 6%. Для сравнения, газировка показала за тот же период снижение - 4%.

Эксперты рынка отмечают, что ежегодные темпы роста производства кваса в России начиная с 2004 года составляли почти 50% в натуральном выражении. В 2008 году темп роста снизился до 18%, а в 2009 году рост рынка составил всего лишь 5%. В отличие от смежных сегментов напитков, пострадавших в кризис, рынок кваса продолжает активно расти. В 2009 году объем рынка составлял 41,5 млн дал, или 10 млрд рублей в денежном эквиваленте. В 2010 году рынок увеличился до 44,5 млн дал.

Как отмечают эксперты TD The Marketpublishers Ltd. за время кризиса структура рынка и вкусы потребителей существенно изменились. Если ранее производители газировки жаловались, что производители сока уводят у них покупателей, то сегодня они имеют лучшие результаты.

Основная причина изменения вкуса в сторону газировки -- ценовой фактор. Кроме того потребители убедились, что соки из пакетов ненамного полезнее традиционного лимонада. Это заставило производителей соков параллельно заняться розливом безалкогольных напитков.

Популярность дешевых напитков дала второй шанс мелким региональным производителям. Кроме того, уверены аналитики TD The Marketpublishers Ltd., производители могут выиграть борьбу за потребителя и за счет освоения новых ниш, таких как сегмент бутилированного холодного чая, который в прошлом году вырос на 8–10%. А вот заработать на функциональных напитках, которым недавно прочили большое будущее, предприятиям не удастся из-за высокой стоимость данной продукции.

Исследования по теме:

См. также: соки, газированные напитки.

Новости и аналитика

Дайджест