Российский рынок грузовых автомобилей

24.05.2011 • Издатель: Marketpublishers

Интенсивное восстановление рынка грузовиков, начавшееся в 2010 году (прирост составил 78,1%), получило дальнейшее продолжение в 2011 году, отмечают в обзоре российского рынка грузовых автомобилей эксперты TD The Marketpublishers Ltd.

Оптовые продажи грузовых автомобилей выросли в 2,5 раза - до 30,60 тыс. ед. (против 12,45 тыс. ед. в первые два месяца 2010 года). Абсолютный рост продаж зафиксирован во всех сегментах рынка. Отгрузки российских автомобилей увеличились в 2,2 раза (с 6,94 тыс. ед. до 15,22 тыс. ед.), однако их рыночная доля сократилась с 55,7% до 49,7%. Продажи «российских иномарок» увеличились на 31,4% (с 1,69 тыс. до 2,22 тыс. грузовиков), но сильное отставание от высокого темпа роста рынка в целом обусловило сокращение доли этого сегмента с 13,6% до 7,3%. Наиболее быстро растущим сегментом проявил себя импорт новых грузовиков, который вырос в 3,8 раза до 11,7 тыс. машин, с расширением рыночной доли на 13,2 пункта до 38,2%. Продажи импортированных подержанных машин увеличились вдвое до 1,46 тыс. ед. при сокращении их доли на 0,9 пункта до 4,8%.

Однако, оговариваются аналитики TD The Marketpublishers Ltd., сравнение итогов продаж грузовиков за первые два месяца 2011 года с показателями аналогичного периода докризисного 2008 года (53,23 тыс. ед.) выявляет не преодоленный пока спад рынка на 42,5%.

Ход восстановления автобусного рынка в 2010 году (прирост составил 45,7%) и по итогам января-февраля 2011 года показал тенденцию к замедлению темпа роста продаж. По сравнению с первыми двумя месяцами 2010 года, продажи автобусов выросли на 70,7% и составили 4451 единицу.

Продажи отечественных автобусов увеличились всего лишь на 20,4% до 2422 машин, при этом их доля на рынке сузилась с 77,1% до 54,4%. Продажи «российских иномарок», напротив, выросли в 3,1 раза и составили 793 автобуса, а их рыночная доля увеличилась с 9,7% до 17,8%. В конечном счете, совокупная доля продаж произведенных в стране автобусов сократилась с 86,8% до 72,2%.

Наиболее высокую динамику роста продаж эксперты TD The Marketpublishers Ltd. отмечают в сегменте нового импорта, объем которого увеличился в 3,6 раза до 975 автобусов. В сопоставимой мере (в 3,4 раза) вырос и импорт подержанных автобусов, составивший 261 единицу. Удовлетворение рыночного спроса во всё возрастающей степени за счет импорта усугубляет впервые возникший в середине 2010 года дисбаланс внешней торговли автобусной продукцией. По итогам января-февраля 2011 года в Россию ввезено 1236 иностранных автобусов против экспорта 260 новых автобусов из России.

Сравнение итогов продаж автобусов в январе-феврале 2011 года с итогами первых двух месяцев 2008 года показывает наиболее значительный, среди всех трех секторов автомобильного рынка, спад на 55,0% по отношению к докризисному уровню продаж (9900 автобусов). Особенное беспокойство вызывает падение продаж автобусов отечественных производителей: на 69,6% от 7970 ед. в январе-феврале 2008 года.

Вопросы восстановления производства и продаж отечественной коммерческой техники напрямую связаны с обеспечением независимости России при осуществлении грузовых и пассажирских перевозок, считают эксперты TD The Marketpublishers Ltd. Поэтому важным фактором процесса восстановления рынка коммерческой техники будет являться разрабатываемая Минпромторгом РФ программа обновления парка грузовиков и автобусов.

Что же касается европейского рынка, краткий обзор которого также приводится в отчете, то на нем также наблюдает явное оживление.

Как отмечают аналитики TD The Marketpublishers Ltd., продажи коммерческих автомобилей в Европе по итогам 2010 года выросли на 8,1% и составили 1 млн 835 тыс. 845 единиц. В декабре рынок коммерческой техники в Европе показал рост десятый месяц подряд – на 12,8% до 164 тыс. 691 машины.

Как отмечают в Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), рост в 2010 году зафиксирован во всех сегментах, кроме рынка автобусов, где продажи падали 11 из 12 месяцев прошлого года.

Реализация легких коммерческих автомобилей до 3,5 тонн в прошлом году выросла на 9% до 1 млн 542 тыс. 834 машин. Продажи среднетоннажных коммерческих автомобилей (грузоподъемностью свыше 3,5 тонн) увеличились на 5,8% до 257 тыс. 419 штук. Рынок тяжелых грузовиков (грузоподъемностью свыше 16 тонн) вырос на 7,8% и составил 175 тыс. 233 автомобиля. Реализация автобусов снизилась на 9,3% до 35 тыс. 592 единиц.

Исследования по теме:

См. также: автобус, грузовой автомобиль.

Новости и аналитика

Дайджест