[email protected] +7 (495) 9692718 +7 (993) 2787487 Контакты | FAQ |

Обзор российского рынка бытовых услуг

08.07.2011 • Издатель: Marketpublishers

По мнению экспертов MarketPublishers.ru, спрос на бытовые услуги в последние годы увеличивается на 25-30 % ежегодно и обусловлен стремлением состоятельных людей, улучшить качество своей жизни и сэкономить время на повседневных делах.

В то же время эксперты MarketPublishers.ru отмечают, что российский рынок бытового обслуживания во многом своеобразен по отношению к европейскому рынку. Так, в России в сфере бытового обслуживания населения получило распространение не малое частное предпринимательство, не семейный бизнес, как на Западе, а коллективные, кооперативные формы хозяйствования. Владельцами предприятий сферы быта являются: трудовые коллективы – 63 %, юридические лица – 23 % и физические лица – 13 %. Другая специфичная черта российского рынка бытового обслуживания связана с диверсификацией профильных предприятий, к которой побуждает необходимость выживания в современных условиях. В ряде случаев предприятия бытового обслуживания наряду с основной деятельностью активно развивают другие непрофильные виды деятельности, приносящие дополнительный доход.

Бизнес, связанный с предоставлением бытовых услуг населению, является одним из наиболее сложных в сфере услуг. Сложность ведения этого вида бизнеса связана с невысокой рентабельностью, которая даже у лучших предприятий редко поднимается выше 10%. Одними из основных направлений, обеспечивающих повышение рентабельности и быстрый рост для компаний, предоставляющих бытовые услуги населению, выступают постоянная диверсификация бизнеса и экспансия в регионы, отмечается в обзоре MarketPublishers.ru

В частности, у всех лидеров московского рынка клининговых услуг на сегодняшний день есть филиалы за пределами столицы. Сами игроки полагают, что открытие филиалов является более продуктивным способом развития, чем франчайзинг, поскольку в этом случае вся прибыль от эксплуатации бизнес-модели и брэнда остается в пределах одной компании, что немаловажно при невысокой рентабельности.

В то же время, диверсификация бизнеса проявляется в стремлении компаний, предоставляющих бытовые услуги населению, ежегодно расширять спектр оказываемых услуг. В частности, крупные клининговые компании, действующие на российском рынке, помимо основных услуг по уборке помещений предлагают клиентам и новые специальные услуги: кейтеринг, ландшафтный дизайн, поставку питьевой воды и другие.

По мнению экспертов MarketPublishers.ru, в современных условиях наиболее перспективными являются две формы ведения бизнеса, связанного с организацией бытового обслуживания населения - сопутствующая и сетевая формы. В первом случае развиваются компании, для которых бытовые услуги – это сопутствующий бизнес, усиливающий конкурентное преимущество основного (например, сервисное обслуживание и ремонт бытовой техники и электроники). Второй эффективной формой является сетевая, по которой работают предприятия, создающие свои сети благодаря собственным или иностранным инвестициям. Эти сетевые компании развиваются по принципу строительства филиалов, либо используя франчайзинг. Самые представительные сети – в клининге (одном из быстрорастущих сегментов рынка бытовых услуг), который на сегодняшний день включает и новые специальные виды услуг: ландшафтный дизайн, поставку питьевой воды и другие.

Сетевая модель бизнеса позволяет игрокам не только выдержать конкуренцию, но и создавать, по сути, новые сегменты рынка бытовых услуг.

Для российского рынка бытовых услуг актуальны некоторые проблемы, среди которых одной из основных является невысокая рентабельность бизнеса. Одним из основных факторов невысокой рентабельности предприятий бытовых услуг выступают длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов. Например, техническое перевооружение фабрики-прачечной обходится в 3 миллиона долларов, а сроки возврата вложенных средств находятся в пределах 70-ти лет.

В первую очередь именно на решение проблемы рентабельности ориентированы сопутствующая и сетевая модели, рекомендуемые экспертами как наиболее эффективные в современных условиях для ведения бизнеса бытовых услуг. Примечательно, что проблема низкой рентабельности и высоких издержек не останавливает инвесторов, развивающих различные виды бытовых услуг. В частности, наиболее быстрыми темпами в настоящее время развивается сегмент клининга, характеризующийся наиболее высокими издержками на рынке бытовых услуг (только в оборудование и подготовку кадров необходимо инвестировать не менее полумиллиона долларов). Ежегодно сегмент клининга увеличивается на 50 %, в нем появляется до 20 новых компаний. Сегодня емкость рынка клининга оценивается в 130 млн. долларов США. Прогнозируется, что в ближайшие три-четыре года емкость рынка достигнет 800 млн. долларов США.

Лидирующее положение на российском рынке бытовых услуг занимает Москва. На столичный рынок приходится пятая часть всего объема бытовых услуг на российском рынке. По отдельным сегментам рынка бытовых услуг доля Москвы существенно больше, чем пятая часть, в сегментах услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, а также ритуальных услуг, доля столицы составляет 40 % от общероссийского объема потребления, в сегменте услуг химической чистки и крашения – 44 %, в сегменте прачечных – 47 %.

В настоящее время сфера бытовых услуг Москвы составляет более 10 тыс. предприятий с количеством рабочих мест - более 75тыс.

Исследования по теме:

См. также: бытовые услуги, услуги

Новости и аналитика

Дайджест