Обзор рынка банковского кредитования юридических лиц

05.07.2011 • Издатель: Marketpublishers

Основной тенденцией рынка кредитования юридических лиц является посткризисное оживление, о чем свидетельствуют статистические данные, публикуемые Банком России: корпоративные портфели банковского сектора стабильно растут, а резервирование под возможные потери по ссудам в целом оказалось заметно менее интенсивным, чем в 2009 году, и продолжает сокращаться.

Однако риски, связанные с качеством кредитного портфеля, не потеряли свою актуальность, поэтому и сегодня банки уделяют большое внимание финансовым моделям компаний-заемщиков и перспективам их рынков сбыта.

Финансовый кризис, спровоцировавший дефицит ликвидности и финансовых ресурсов в экономике, одним из первых сказался на сегменте кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ): объем выдаваемых кредитов резко упал. Однако согласно официальной статистике, восстановление рынка кредитования МСБ произошло раньше, чем крупного. И, несмотря на все негативные факторы, рост в сегменте малого и крупного бизнеса происходил весь 2009 год. В результате в 2009 году кредитование малого и среднего бизнеса стало единственным сегментом рынка, показавшим положительную динамику.

В 2010 году данная тенденция не прекратилась, и по приросту кредитного портфеля малый и средний бизнес сегодня опережает рынок кредитования крупного бизнеса, который начал расти лишь с апреля 2010 года. Итоги по росту задолженности на ноябрь 2010 года: *% – у малого и среднего бизнеса против *% роста кредитного портфеля крупного бизнеса (или *% с апреля 2010 года).

Восстановление деловой активности началось прежде всего в сегменте малого и среднего бизнеса по причине большей его динамичности, в то время как крупные компании из-за удорожания кредитов и экономической неопределенности будущего активно сокращали инвестиционные программы, снижали затраты, пытались выжить. К тому же кредитование малого и среднего бизнеса всегда имело не только высокие риски, но и высокую маржу.

Таким образом, банки от крупных заемщиков стали переходить к кредитованию перспективного малого и среднего бизнеса, активно завоевывая этот рынок.

С начала 2010 года наблюдалась тенденция сокращения процентных ставок. По официальным данным Банка России ставки на рублевые кредиты нефинансовым организациям уменьшились с *% в январе 2010 года до *% в октябре. В настоящий период тенденция их уменьшения замедлилась. Если крупный бизнес при условии наличия долгосрочных положительных отношений с банком может взять рублевый кредит под менее чем *%, то для добросовестных заемщиков малого и среднего бизнеса ставка по кредиту на год скорее всего будет не менее *%.

Аналитики рынка отмечают, что в связи с ускорением инфляционных процессов во второй половине 2010 года и вероятным ростом инфляционных рисков к концу года потенциал к дальнейшему снижению кредитных ставок практически исчерпан. Ниже прогнозируемого уровня годовой инфляции в *% ставки вероятнее всего не опустятся.

Информация об исследовании:

Обзор рынка банковского кредитования юридических лиц

Дата: Декабрь, 2010
Количество страниц: 215
Цена: 35 000 руб.
Издатель: AnalyticResearchGroup

Выдержки из исследования:

Объем и структура рынка корпоративного кредитования

Кредитный портфель банков за январь-ноябрь 2010 года вырос на *% до 21 573,5 млрд. руб., и опередил свой максимальный показатель февраля 2009 года (21 204 млрд. руб.). В структуре кредитного портфеля преобладает кредитование юридических лиц (финансовых и нефинансовых организаций, исключая межбанковское кредитование), - *% или 14 315 млрд. руб., из которых 13 691 млрд. руб. занимают кредиты нефинансовым организациям (*% в общем объеме кредитования). Следующим по величине является кредитование физических лиц (18,3%), затем идет межбанковское кредитование (13,7%).

Корпоративный кредитный портфель

С февраля 2009 года корпоративный кредитный портфель банков сокращался и достиг своего минимума в марте 2010 года – *** млрд. руб. Динамика роста кредитной активности российских банков стала наблюдаться с апреля 2010 года. В целом, кредиты, предоставленные нефинансовым организациям, с начала 2010 года увеличились на *% до *** трлн. руб. (по состоянию на ноябрь 2010 года), что свидетельствует об окончании фазы «кредитного сжатия». Объем прироста за аналогичный период прошлого года был равен *%.

Высокая кредитная активность банков была зарегистрирована в третьем квартале 2010 года: так, с августа произошло увеличение кредитования нефинансовых организаций на *% (*% с августа по октябрь). Кроме того, расширение объема кредитования сопровождалось уменьшением расходов банков на резервирование.

Спрос на кредитные ресурсы

Если с 2005 по 2008 годы кредиты в основном использовались на пополнение оборотных средств, переоборудование и расширение производства, то летом 2009 акцент сместился на пополнение оборотных средств и выплату заработной платы сотрудникам, вырос процент использования кредитов на погашение задолженности перед поставщиками. Кредиты на выполнение экспортных контрактов с 2005 года, наоборот, сократились.

Основной причиной нежелания брать кредит или неполучения кредита (в случае обращения в банк) предприятия называли высокий процент. В среднем по промышленности так считает треть предприятий. Но сдерживающее влияние этого фактора существенно различается по отраслям. Если в химии и нефтехимии он является препятствием только для *% предприятий, то в легкой – для *%, а в цветной металлургии – для *%. Давление властей на ставку кредита стало реальной помощью предприятиям.

Вторым барьером на пути к обретению заемных средств предприятия (а банки, конечно, первым) считают неопределенность состояния предприятий. Но и здесь вариация существенна: от *% в легкой и *% в химической до *% в машиностроительной отраслях.

Сотрудничество малого и среднего бизнеса с банками

В рамках мониторинга российского банковского рынка в 4 квартале 2009 года компания Profi Online Research опросила представителей российского малого и среднего бизнеса на предмет их взаимоотношений с банкам.

Среди банковских продуктов и услуг малым и средним бизнесом наиболее востребованы зарплатные проекты и кредиты на развитие бизнеса – их использует почти половина опрошенных компаний. В группе кредитных продуктов значительно более популярны кредиты на развитие бизнеса. Микрокредиты востребованы примерно в полтора раза меньше.

Более подробную информацию можно узнать из исследования «Обзор рынка банковского кредитования юридических лиц».

 

Контакты:

MarketPublishers, Ltd.

Татьяна Резлер

Тел: +44 208 123 2220

Факс: +44 207 900 3970

[email protected]

www.marketpublishers.ru

Новости и аналитика

Дайджест