Рынок строительных материалов. Итоги 2010 года.

24.12.2010 • Издатель: Marketpublishers

Замедлившиеся в 2010 году темпы строительства в России оказали негативное влияние на рынок стройматериалов, отмечают в своем исследовании эксперты TD Marketpublishers. Однако, несмотря на недостаток заказов и снижение объемов роста производства стройматериалов, отрасль имеет весьма неплохие перспективы, считают аналитики.

Ситуация напряженная

Как отмечаются в исследовании, определяющая тенденция уходящего года – непростая ситуация в строительной отрасли в целом. Темпы ввода жилья замедлились, и по итогам года ожидается, что объемы ввода жилья в эксплуатацию будут на 15–20 млн. м² ниже запланированного показателя. Усугубляется положение еще и тем, что из-за недостатка финансирования и высокой долговой нагрузки 70-80% российских строительных компаний находится на грани банкротства.

Впрочем, пока самые пессимистичные прогнозы не оправдываются и жилье строится достаточно равномерно, почти в соответствии с планами. Учитывая, что основной объем ввода жилья в любом году приходится на декабрь, ситуация прояснится только к началу следующего года. Однако, уверены эксперты TD Marketpublishers, уже сейчас можно предполагать, что трудности этого года отрасль преодолеет с наименьшими потерями.

Что же касается рынка стройматериалов, то сейчас ситуация выглядит довольно напряженной. В начале 2010 года наибольший прирост в объемах производства составил у ячеистых бетонов (+56,9%), которые и до кризиса были одним из самых активно растущих сегментов стеновых материалов. Также прибавили в темпе древесно-стружечные плиты (+26,5%), фанера (+33,7%), обои (+21,9%). Постепенно растет производство цемента (+11%), а вот выпуск бетона в первом полугодии 2010 г. все еще демонстрирует снижение (–5,4%). При этом выпуск кирпича и вовсе переживает сильнейший упадок – минус 40% в 2009 году и минус 60% в первом полугодии 2010 г.

Динамика других строительных материалов разнонаправленная. В более устойчивом положении находятся некоторые отделочные материалы, а также строительные материалы, имеющие широкий спектр применения (железобетонные конструкции, щебень и гравий, трубы).

Рынок оживет весной

Строительные материалы, производимые в России, в основном потребляются на внутреннем рынке страны. Экспортируются из России битумные кровельные материалы, керамическая плитка, санфаянсовые изделия, шифер, древесные плиты и изделия из дерева, а также многое другое. В среднем доля экспорта составляет от 5 до 15%. Основными рынками сбыта российских товаров является постсоветское пространство, а наиболее активными покупателями – Украина и Казахстан. При этом из Украины в Россию также поступает широкий спектр строительных и отделочных материалов.

По состоянию на октябрь 2010 года изменение цен на основные строительные материалы к декабрю 2009 года составило -1,33% (в том числе за июль +0,43%, за август -1,37%, за сентябрь +0,15%, за октябрь -0,04%). Общее изменение цен на основные строительные материалы началось в сентябре-октябре 2008 года и составило за все время кризиса к октябрю 2010 года -16,75%.

Возвращение на рынок стройматериалов тенденции к росту может произойти к весне 2011 года, отмечают эксперты TD Marketpublishers. Общий рост цен прогнозируется на 3—5% под влиянием инфляционных процессов, исключение может составить металлопрокат, потребление которого идет не только на строительство.

Цемент и кирпич: ситуация противоположная

Одной из базовых отраслей строительного комплекса считается цементная отрасль. В 2010 году спрос на цемент начал расти. Индекс производства цемента, извести и гипса составил 111,3%. Производство цемента в I полугодии 2010 г. выросло на 10,8% в сравнении с аналогичным периодом 2009 г. и составило примерно 21,5 млн. тонн.

По прогнозам, среднегодовая цена в 2010 году не выйдет за границу в 2115 руб. за тонну (в 2009 году - 2243 рублей за тонну). Это снижение вызвано демпингом как основным способом конкурентной борьбы.

В I полугодии 2010 года производство строительного кирпича снизилось на 48% в сравнении с аналогичным периодом 2009 года, производство керамического – на 20%.

Цена - важнейший показатель при выборе поставщика. В кризисный период цены на кирпич упали почти в два раза за счет сокращения внутренних издержек производителей, доли чистой прибыли и более точной логистики. В июне 2010 года по сравнению с июнем 2009 года стоимость кирпича начала расти, что связано с оживлением строительной отрасли.

Вытягивает сегмент эконом-класса

Наибольший подъем на рынке стройматериалов наблюдался в сегмента материалов так называемого эконом-класса.

Хотя рынок первичной недвижимости в 2010 году продолжает испытывать существенные трудности, возросла активность в сфере отделки объектов вторичного жилья. Ведется ремонт помещений офисов, торговых центров, производственных площадей. За счет вторичного рынка удалось поднять спрос на большинство видов строительных материалов.

Ремонт в новостройках сейчас практически не ведется, наибольшее внимание уделяется экономии. "Масштабные" перестройки практически не востребованы, упор делается на ремонте класса эконом, с минимальным вмешательством в планировку и использованием недорогих отделочных материалов.

Хотя собственников, решивших произвести ремонт офисов под ключ или отделку жилых помещений с использованием элитных отделочных материалов не так уж и много, их количество постепенно начинает расти. Аналитики уверены в том, что 2011 год станет стартовой площадкой для бурного роста этого сегмента рынка.

Исследования по теме:

См. также: цемент, кирпич, стройматериалы.

Новости и аналитика

Дайджест