Обзор машиностроительной отрасли РФ
04.05.2011 • Издатель: Marketpublishers
Машиностроительная отрасль России не только выбралась из кризиса, но и демонстрирует ударные темпы роста. По прогнозам экспертов TD The MarketPublishers.ru., прибыль машиностроения в 2011 году может возрасти до 25-30%.
В 2010 году, по данным Росстата, на фоне общего роста прибыльности в обрабатывающей промышленности компании машиностроительного сектора экономики РФ также демонстрировали рост доходов. Причем, если сегмент "производство машин и оборудования" увеличивал прибыль на общероссийском уровне - на 16,1% до 40 миллиардов рублей против 19,5% по стране в целом, то остальные сегменты демонстрировали более позитивные результаты. Так, сегмент производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования нарастил прибыль в 2,3 раза, до 52,7 миллиарда рублей, а производство транспортных средств и оборудования впервые за последние годы продемонстрировало прибыль - 13,5 миллиарда рублей против убытка в 87,9 миллиарда рублей годом ранее.
Эксперты TD The MarketPublishers.ru отмечают, что существенный рост прибыльности в 2010 году не является показателем успешности отрасли, а во многом обусловлен низкой базой. Российское машиностроение все последние годы показывает очень низкие объемы прибыли, изменений не произошло и в 2010 году - на отрасль приходится только 1,7% прибыли предприятий России (в 2009 году отрасль была убыточной). Низкая прибыльность в машиностроении обусловлена низкой эффективностью морально и физически устаревшего оборудования и, как следствие, неспособностью выдерживать конкуренцию с зарубежными компаниями.
По мнению экспертов TD The MarketPublishers.ru, в 2011 году в машиностроительном комплексе сохранится положительная динамика производства. Вместе с тем, по-прежнему будет наблюдаться устойчивый спрос на оборудование для инфраструктурных секторов экономики (крупное энергетическое оборудование и железнодорожная техника). Это позволит приблизиться к докризисному уровню в отраслях "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" и "производство транспортных средств и оборудования".
Также ожидается увеличение спроса на продукцию для потребительского рынка (легковые автомобили, бытовая техника и электроника), в отношении легкового автомобилестроения возможно замедление роста во второй половине года из-за прекращения действия программы утилизации старых автомобилей.
Объем инвестиций в основной капитал в машиностроительной отрасли в 2010 году увеличился до 123,5 миллиарда рублей, что превышает среднероссийские темпы роста. При этом абсолютный объем инвестиций остается на невысоком уровне. Из-за этого, несмотря на существенный рост, доля отрасли в общем объеме инвестиций в основной капитал в России осталась на прежнем уровне - 2,4%, при том, что доля отрасли в общем обороте организаций почти в 2 раза выше - 4,6%.
В 2011 году эксперты TD The MarketPublishers.ru прогнозируют рост инвестиций также на 15-20%, однако он не будет структурным, а будет обусловлен реализацией нескольких крупных инвестиционных проектов, прежде всего, в автомобилестроении.
Интерес к российскому машиностроению, за исключением производства автомобилей, в 2010 году остался низким. Крупнейшими инвесторами в машиностроение в 2010 году стали Германия, Корея и Нидерланды.
Показатели рентабельности машиностроительной отрасли в 2010 году преимущественно демонстрировали рост, однако оставались ниже общероссийского уровня. Рентабельность продаж в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования составила 10,3% против 8,3% годом ранее, в производстве транспортных средств и оборудования 4,7% против 1,1%. При этом в производстве машин и оборудования рентабельность несколько снизилась - до 7,3%. Рентабельность продаж по России в целом в 2010 году сократилась до 11,1% против 11,5% годом ранее.
В 2011 году можно ожидать роста рентабельности в производстве транспортных средств в силу низкой базы и роста спроса на 2-3 процентных пункта. По остальным подотраслям машиностроения рост рентабельности также будет наблюдаться, но он, вероятно, не превысит 1-2 процентных пункта.
Финансовая устойчивость машиностроительной отрасли в 2010 году в целом демонстрировала некоторый рост, хотя по ряду показателей отмечалась и негативная динамика.
Ситуация с просроченной задолженностью в машиностроении в 2010 году ухудшилась и в настоящее время является достаточно критичной. Объем полученных кредитов в отрасли в 2011 году, по оценкам экспертов TD The MarketPublishers.ru, из-за низкого качества заемщиков может увеличиться не более чем на 5-10%, рост просроченных платежей может составить 10-15%.
Исследования по теме:
- Состояние и перспективы развития отрасли тяжелого машиностроения в Российской Федерации 2011
- Состояние и перспективы развития отрасли электротехнического машиностроения в Российской Федерации 2011
- Рынок сельскохозяйственного машиностроения в России: состояние, тенденции и перспективы его развития
- Рынок машиностроения легкой промышленности в России: состояние, тенденции и перспективы его развития
- Железнодорожное машиностроение Российской Федерации: бизнес отчет 2011
- Рынок автомобильных масляных фильтров. Структура и динамика рынка 2008-2010 (9 мес.) Прогноз до 2012 г. Отечественные и импортные Марки.
- Рынок грузовых автомобилей
- Производство электродвигателей в РФ
См. также: машиностроение, транспортные средства