Конкуренция на мировом рынке стирола обостряется

09.07.2015 • Издатель: Marketpublishers

Стирол является одним из самых важных углеводородных продуктов ароматического ряда, используемых в производстве полимеров, чье применение имеет практически универсальный характер. Будучи слабо монополизированным, мировой рынок стирола представляет собой арену острой конкурентной борьбы между многочисленными производителями стирольной продукции.  Ведущие позиции в производстве стирола принадлежат компаниям Styrosolution (изначально СП между Ineos и BASF на паритетных условиях, а затем подразделение Ineos Industries Holdings после продажи доли BASF в 2014 году), Dow Chemicals, Total Petrochemical, Petrochina, Formosa Chemicals, LyondellBasell и другим. Все эти производители прилагают огромные усилия для поддержания своей конкурентоспособности перед лицом многочисленных текущих и будущих вызовов экономического, экологического, внутрикорпоративного и иного характера.

Основные производители стирола и их мощности (2013 год)
Основные производители стирола и их мощности (2013 год)

Как следствие, для многих производителей стирола на передний план выходит активная реструктуризация бизнеса, переосмысление стратегии развития, консолидация и оптимизация мощностей в сочетании с избавлением от нерентабельных производственных активов, быстрая переориентация с одного конечного продукта на другой, пересмотр планов расширения, а также развитие межкорпоративных сетей и системы внутрикорпоративной коммуникации. Можно привести ряд примеров, подтверждающих данный тренд.

Так, в октябре 2012 года компания Ineos Styrenics закрыла заводы по выпуску стиролового мономера и полистирола мощностью 380 и 180 тыс.тонн в год, соответственно. Решение было принято после окончания срока действия долгосрочного договора гарантированной закупки, заключенного между Ineos и Styrolution.

Другой яркий пример – закрытие в конце 2009 года производств стирола и этилбензола в г. Фрипорт (шт. Техас, США) и г. Тернёзен (Нидерданды) компанией Dow Chemical. Данный шаг явился частью общего плана реструктуризации деятельности компании, направленной на сокращение доли производства базовых химикатов.

Стирольный бизнес компании Total Petrochemicals в Европе также подвергся процедуре оптимизации и консолидации путем его сосредоточения на нефтехимическом комплексе в г.Гонфрефиль (Франция) и закрытия завода в г.Карлинг (Франция), что привело к сокращению суммарных стироловых мощностей компании на 120 тыс. тонн в год.

Подобные процессы не ограничиваются только Европой и Америкой, но свойственны и некоторым зрелым азиатским рынкам, например, Японии. Так, компания Asahi Kasei собирается закрыть в марте 2016 года устаревшее производство в г. Мицусима для того, чтобы сфокусировать внимание на местном рынке и внутризаводской переработке стирола. Asahi Kasei также собирается сотрудничать с Mitsubishi Chemical Corporation, объединив мощности крекинг-установок к апрелю 2016 года.

Таким образом, зрелость, сложность, и многофункциональность, характеризующие стирольный рынок, порождают массу вызовов, с которыми этот рынок должен сталкиваться. Среди таких вызовов можно назвать следующее: резкая смена конъюнктуры потребляющих секторов, скачки цен на сырье (бензол), нормативно-правовое регулирование в области содержания ароматических углеводородов, колебания сезонного характера и переизбыток/нехватка складских запасов. Как следствие, работающие на этом рынке компании вынуждены искать пути консолидации и реструктуризации бизнеса, повышать эффективность своей работы и отрасли в целом, а также поддерживать конкурентоспособность за счет внедрения инновационных решений во всех сферах, при этом прилагая максимум усилий для увеличения прибыльности своего бизнеса. Производители стирола должны пристально следить за текущими трендами, определяющими будущие сценарии взаимодействия между динамикой роста спроса, ценами на сырье и конечную продукцию, планами расширения мощностей и предложением. Так, на примере японского рынка стирола можно предположить, что местный рынок будет сталкиваться с многочисленными вызовами, среди которых будет доминировать падение спроса и растущая конкуренция со стороны дешевого импорта. Понимание природы данных вызовов будет способствовать тому, что стирольные компании смогут принимать верные стратегические решения. 

Более подробную информацию по рынку стирола можно найти в исследовании «Стирол: обзор рынка 2015 г. и прогноз до 2019 г.», разработанном компанией Merchant Research & Consulting.

КОНТАКТЫ  

The Market Publishers, Ltd.
Наталия Астер
Тел:  +44 208 144 6009
Факс: +44 207 900 3970
[email protected]
MarketPublishers.ru

Новости и аналитика

Дайджест