Мировой рынок контейнерных перевозок
16.07.2025 • Издатель: Marketpublishers
В середине 2024 года ставки на контейнерные перевозки достигли многолетних максимумов под воздействием ряда глобальных потрясений — от сбоев в работе Красного моря до перегрузки портов и давления со стороны регулирующих органов. К июлю 2025 года ставки снизились, но оставались непредсказуемыми, что указывает на сохраняющиеся проблемы в глобальной логистике и устойчивости цепочек поставок. Согласно агрегированным данным по всем торговым направлениям, стоимость доставки 40-футового контейнера в июле 2025 года составляла около 2812 долларов США — менее половины пиковой цены в 5901 доллар, зафиксированной годом ранее.
Последняя сопоставимая волатильность наблюдалась во время мирового финансового кризиса 2008 года. Хотя основные причины различаются, оба эпизода продемонстрировали взаимосвязанный и уязвимый характер глобальной цепочки поставок.
Ставки на фрахт снижаются после 2024 года
Глобальная цепочка поставок — это хрупкая и взаимосвязанная экосистема, состоящая из нескольких взаимозависимых узлов. В начале 2020-х годов контейнерные перевозки пострадали от череды потрясений – от пандемии COVID-19 до геополитической напряженности, перегруженности портов, нехватки контейнеров, роста цен на топливо и новых экологических норм.
В 2024 году одним из основных факторов, вызвавших сбои, стало изменение маршрутов судов из-за нападений хуситов на коммерческие суда в Красном море. Поскольку ключевые судоходные пути стали небезопасными, перевозчики стали перенаправлять суда вокруг мыса Доброй Надежды вместо Суэцкого канала, что увеличило время в пути и сократило предложение. В сочетании с перегруженностью портов и отсутствием рейсов это привело к рекордному росту ставок.
Заключенное в мае 2025 года перемирие между США и хуситами привело к снижению ставок и на короткое время породило надежды на широкое восстановление контейнерных перевозок в Красном море, но уже через месяц это соглашение было нарушено. Несмотря на снижение цен, волатильность рынка сохраняется на фоне продолжающейся переориентации маршрутов и неопределенности в отношении тарифов. Например, в июне 2025 года пауза в тарифной войне между США и Китаем спровоцировала временный скачок тарифов в Азии и Северной Америке.
Стратегии перевозчиков расходятся на фоне колебаний тарифов.
В мировой индустрии контейнерных перевозок доминирует несколько игроков, включая Maersk, MSC и CMA CGM, которые вместе контролируют более 85% мирового объема, в основном через такие альянсы, как 2M, Ocean Alliance и THE Alliance. В 2024 году Maersk сообщила о средней ставке в 2698 долларов, что значительно выше показателя Hapag Lloyd в 1492 доллара, что отражает различия в маршрутах, клиентской базе и стратегиях. Например, Maersk инвестировала в сквозную логистику и складирование, стремясь стать поставщиком полного спектра логистических услуг. MSC, напротив, сосредоточилась на быстром расширении флота, обогнав Maersk и став крупнейшей в мире контейнерной линией по пропускной способности. В то время как производители и потребители несут растущие расходы на перевозку, перевозчики в конце 2024 года получили высокую прибыль: средняя операционная рентабельность превысила 25% по сравнению с -3,8% годом ранее. Многие инвестируют эту прибыль в новые суда и контейнеры, хотя ввод новых судов в эксплуатацию займет годы.
Несмотря на то, что фрахтовые ставки отступили от пиковых значений 2024 года, рынок продолжает испытывать давление со стороны геополитической нестабильности, климатических потрясений и меняющейся торговой политики. Поскольку требования декарбонизации и регионализация цепочек поставок меняют рынок, будущее отрасли будет зависеть не только от рыночных тенденций, но и от устойчивости и адаптивности перевозчиков.
Исследования по теме:
Анализ рынка танк-контейнеров в России
КОНТАКТЫ
The Market Publishers, Ltd.
Наталия Астер
Тел: +7 (495) 9692718
[email protected]
MarketPublishers.ru
Новости и аналитика