Развитие рынка бизнес-тренингов в России: текущие тенденции и перспективы развития

22.04.2010 | 251 стр. | Артикул: R97C52003A8RU

25 000 руб.

Доставка: файл PDF по Email

Скачать брошюру в PDF

Выслать реквизиты
Оплатить позже
Агентство DISCOVERY Research Group завершило очередное исследование рынка бизнес-тренингов в России.

Экспертные оценки объема рынка по итогам 2009 г. составляют примерно $560 млн., под влиянием кризиса рынок просел на четверть. Три четверти компаний-заказчиков урезали расходы на обучение персонала в 2009 году, причем снижение составило порядка 30-45%. Половина компаний планирует обращаться к услугам тренинговых компаний в течение 2010 года.

Основная тенденция прошедшего года – мировой финансовый кризис, который оказал существенное влияние на рынок бизнес-тренингов. Под влиянием кризиса происходит снижение затрат компаний на бизнес обучение своего персонала, те же компании, которые и в тяжелой экономической ситуации отправляют своих сотрудников на различные бизнес-тренинги, стали снижать расходы и, соответственно, стали уделять большее внимание ценам бизнес-курсов, которые предлагают различные бизнес-школы. Эту тенденцию отмечают многие участники рынка, как представители бизнес-школ, так и те компании, которые в этом году прибегали к бизнес-тренингам.

По имеющимся данным, до 50% компаний снизили цены на бизнес-тренинги в 2009 г. Ощутимо заметно уменьшение разброса цен: сейчас цены на примерно одинаковые по содержанию бизнес-тренинги в разных компаниях находятся примерно на одном уровне, в отличие от докризисной ситуации.

Изменились требования к качеству тренингов: в настоящее время заказчиков больше интересует высокая отдача и результативность тренинга.

Больше чем в два раза увеличилось количество компаний, которые отдают предпочтения неаудиторным методам обучения, таких как action learning, стажировки на рабочем месте, коучинг и т.д. Многие эксперты отмечают растущий спрос на сокращенные по времени (однодневные или даже несколькочасовые) тренинги

Переход от индивидуального обучения к обучению команд – это еще одна характерная тенденция последнего времени. Одна из самых перспективных тенденций — переход на е-learning и внедрение самообучения.

Цель исследования

Описать текущее состояние рынка бизнес-тренингов в России.

Задачи исследования
  1. Описать общую ситуацию и определить ключевые показатели бизнес-образования в России.
  2. Определить объем и темпы роста рынка бизнес-образования в России.
  3. Охарактеризовать текущее состояние и тенденции развития рынка бизнес-образования в регионах России по следующим параметрам:
    • объем и темпы роста;
    • количество игроков;
    • уровень конкуренции;
    • наличие федеральных игроков;
    • темпы роста отдельных сегментов;
    • перспективные направления и темы бизнес-тренингов и т.д.
  4. Определить и охарактеризовать факторы роста и торможения рынка бизнес-тренингов в России.
  5. Описать ключевые тенденции и перспективы развития рынка бизнес-тренингов в России.
  6. Выделить и охарактеризовать основные сегменты рынка бизнес-образования, формы краткосрочного бизнес-образования и виды бизнес-тренингов.
  7. Охарактеризовать особенности тренинга как метода обучения.
  8. Выявить:
    • цели проведения бизнес-тренингов;
    • критерии выбора тренинга и тренинговой компании;
    • источники информации о тренингах;
    • эффективность проведения тренингов и методы ее оценки.
  9. Охарактеризовать рынок бизнес-тренингов по следующим параметрам:
    • основные производители тренинговых услуг;
    • основные потребители тренинговых услуг;
    • ценовой аспект;
    • сезонность;
    • территориальные предпочтения проведения тренинга;
    • актуальные темы тренингов;
    • структура тренингового времени.
Объект исследования

Рынок бизнес-тренингов в России

Метод сбора данных

Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований DISCOVERY Research Group.

Методы анализа данных

Традиционный контент-анализ документов.

Информационная база исследования
  1. Расчеты Discovery Research Group.
  2. Печатные и электронные, деловые и специализированные издания.
  3. Ресурсы сети Интернет.
  4. Материалы компаний.
  5. Аналитические обзорные статьи в прессе.
  6. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
  7. Экспертные оценки.
  8. Интервью с участниками рынка.
  9. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
Список таблиц и диаграмм
Резюме

ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Метод сбора данных
Методы анализа данных
Информационная база исследования

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ФОРМЫ И ВИДЫ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

§1. Основные сегменты рынка бизнес-образования
§2. Формы краткосрочного бизнес-образования
§3. Особенности тренинга как метода обучения
§4. Классификации и виды тренингов

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА БИЗНЕС-ТРЕНИНГОВ В РОССИИ

ГЛАВА 4. ПОТРЕБИТЕЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ БИЗНЕС-ТРЕНИНГОВ

§ 1. Основные потребители бизнес-тренингов
§ 2. Цели проведения бизнес-тренинга
§ 3. Специфика потребностей корпоративных клиентов
§ 4. Особенности обучения взрослых людей
§ 5. Источники информации о тренинге
§ 6. Критерии выбора тренинга
§ 7. Критерии выбора тренинговой компании
  Рейтинг тренинговой компании на рынке
  Методологическая отработанность технологий обучения: технические средства, литература, методика и пр.
  Опыт работы компании
  Соотношение цена/качество предлагаемого продукта
  Выбор тренера
§ 8. Оценка эффективности проведенного тренинга
§ 9. Основные способы проведения бизнес-тренингов в россии

ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ БИЗНЕС-ТРЕНИНГОВ В РОССИИ

§ 1. Основные организации, предлагающие тренинговые услуги на российском рынке, и их классификация
  Группы провайдеров услуг краткосрочного бизнес-образования
  Виды бизнес-тренеров
  Портрет усредненного провайдера t&d услуг
§ 2. Независимые бизнес-тренеры
§ 3. Компетенции бизнес-тренера
§ 4. Оценки провайдеров услуг по бизнес-тренингу и конкретных тренеров
§ 5. Портфель hr и t&d услуг провайдера
§ 6. Темы тренинговых программ
§ 7. Ценообразование на тренинговые услуги
§ 8. Продвижение бизнес-тренингов
§ 9. Время и место проведения бизнес-тренингов
  Продолжительность тренинга
  Сезонность
  Место проведения тренинга

ГЛАВА 6. ФАКТОРЫ РОСТА И ТОРМОЖЕНИЯ РЫНКА УСЛУГ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

§ 1. Отсутствие единых стандартов
§ 2. Недостаток квалифицированных тренеров
§ 3. Интеллектуальное пиратство
§ 4. Сложности при взаимодействии с t&d поставщиками. Недостатки бизнес-тренеров.
§ 5. Влияние кризиса на бизнес-образование
§ 6. Сокращение затрат компаний на обучение персонала под влиянием кризиса
§ 7. Ошибки при проведении бизнес-тренингов

ГЛАВА 7. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА БИЗНЕС-ТРЕНИНГОВ

§ 1. Пересмотр наборов методов обучения и развития персонала под влиянием кризиса
§ 2. Изменения в форме и методе обучения
§ 3. Развитие системы дистанционного бизнес-обучения
§ 4. Сокращение продолжительности бизнес-тренингов
§ 5. Повышение значимости цены при выборе бизнес-школы
§ 6. Развитие внутреннего тренинга
§ 7. Изменение роли бизнес-тренеров
§ 8. Падение цен на бизнес-обучение
§ 9. Перспективы развития рынка бизнес-тренингов

ГЛАВА 8. РАЗВИТИЕ РЫНКА КРАТКОСРОЧНОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

§ 1. Москва
§ 2. Санкт-петербург
§ 3. Уральский федеральный округ
  Екатеринбург
  Челябинск
§ 4. Приволжский федеральный округ
  Нижний новгород
  Самара
§ 5. Сибирский федеральный округ
  Новосибирск
  Красноярск
§ 6. Южный федеральный округ
  Ростов-на-дону
§ 7. Дальневосточный федеральный округ
  Владивосток

Приложение 1. Ведущие центры краткосрочного бизнес-образования екатеринбурга в первом полугодии 2009г.
Приложение 2. Ведущие центры краткосрочного бизнес-образования челябинска в первом полугодии 2009г.
Приложение 3. Ведущие центры краткосрочного бизнес-образования нижнего новгорода в первом полугодии 2009г.
Приложение 4. Ведущие центры краткосрочного бизнес-образования самары в первом полугодии 2009г.
Приложение 5. Ведущие центры краткосрочного бизнес-образования новосибирска в первом полугодии 2009г.
Приложение 6. Ведущие центры краткосрочного бизнес-образования красноярска в первом полугодии 2009г.
Приложение 7. Ведущие центры краткосрочного бизнес-образования ростова-на-дону в первом полугодии 2009г.

В отчете содержится 26 таблиц и 65 диаграмм.

ДИАГРАММЫ

Диаграмма 1. Стоимостной объем рынка бизнес-тренингов в россии в 2006-2009гг., $ млн.
Диаграмма 2. Изменение расходов компаний на обучение персонала в 2009г., %
Диаграмма 3. Тенденции к изменению объемов очного обучения в россии и сша в 2009г., %
Диаграмма 4. Посещение бизнес-тренингов экономически активным населением (на сентябрь 2009г.), %
Диаграмма 5. Посещение бизнес-тренингов (и не посещение) экономически активным населением в зависимости от возраста на сентябрь 2009г., %
Диаграмма 6. Посещение бизнес-тренингов (и не посещение) экономически активным населением в зависимости от ежемесячного дохода (руб.) На сентябрь 2009г., %
Диаграмма 7. Предоставление возможности получения бизнес-образования в компаниях в 2006г. И 2009г,%
Диаграмма 8. Предоставление возможности получения бизнес-образования в компаниях в зависимости от размера компании (количество сотрудников) в 2009г,%
Диаграмма 9. Построение корпоративного обучения в компаниях в 2008г., %
Диаграмма 10. Участие высшего руководства в бизнес-обучении в 2008г., %
Диаграмма 11. Доля обучаемого персонала в компаниях в 2008г., %
Диаграмма 12. Обучение представителей различных должностей в 2008г., %
Диаграмма 13. Цели бизнес-образования с точки зрения работодателей (руководителей компаний), % от числа опрошенных.
Диаграмма 14. Цели бизнес-образования по мнению менеджеров (сотрудников компаний), % от числа опрошенных.
Диаграмма 15. Преимущества дополнительного образования (тренинги, семинары, курсы повышения квалификации) в 2006г. И 2009г., %
Диаграмма 16. Доли основных источников информации о тренинговых программах в 2005 г.: интернет, отзывы коллег, специализированные выставки, сми, %.
Диаграмма 17. Причины бизнес-обучения в 2008г., %
Диаграмма 18. Факторы выбора тренингов в россии в 2005 г. По результатам опроса профильных экспертов, %.
Диаграмма 19. Наиболее важные характеристики бизнес-образования, в % от количества опрошенных.
Диаграмма 20. Усвоение материала в зависимости от формы подачи, %.
Диаграмма 21. Этапы выбора тренинговой компании
Диаграмма 22. Уровень доверия различным источникам подтверждения качества программ бизнес-образования по мнению руководителей и сотрудников компаний, %.
Диаграмма 23. Факторы выбора учебного заведения руководителями компаний, %.
Диаграмма 24. Факторы выбора учебного заведения сотрудниками компаний, %.
Диаграмма 25. Критерии выбора поставщика тренинговых услуг, %.
Диаграмма 26. Доверие к различным источникам информации о бизнес-образовании со стороны сотрудников компаний в 2006 г., %.
Диаграмма 27. Способы оценки эффективности бизнес-обучения в 2008г., %
Диаграмма 28. Соотношение внутренних и внешних ресурсов при проведении бизнес-тренингов в 2008г., %
Диаграмма 29. Основные способы проведения бизнес-тренингов в россии в 2008г., %
Диаграмма 30. Основные способы проведения бизнес-тренингов в россии в 2009г., %
Диаграмма 31. Структура предложения краткосрочных программ по категориям в январе-мае 2008г. (по данным магазина семинаров рбк)
Диаграмма 32. Структура спроса краткосрочных программ по категориям в январе-мае 2008г. (по данным магазина семинаров рбк)
Диаграмма 33. Структура предложения бизнес-тренингов по программам, направленным на борьбу с кризисом в 2008г., %
Диаграмма 34. Цена закупки различных форматов обучения в 2009г., руб.
Диаграмма 35. Цена закупки 1 тренинг-дня для различных должностей в 2008-2009гг., руб.
Диаграмма 36. Структура распределение тренингового времени между лекцией и практической работой, %.
Диаграмма 37. Необходимые улучшения по мнению компаний для поставщиков услуг по бизнес-тренингам в 2008г., %
Диаграмма 38. Сложности при взаимодействии с t&d поставщиками в 2009г., %
Диаграмма 39. Оценка некоторых провайдеров по результатам trainings index 2010, средний балл
Диаграмма 40. Ошибки при проведении бизнес-тренинга (16 февраля – 11 марта 2010г.), %
Диаграмма 41. Методы обучения и развития персонала в компании в 2008-2009гг., %
Диаграмма 42. Изменение соотношения числа внутренних тренеров к общему числу сотрудников в 2009г. По сравнению с 2008г., %
Диаграмма 43. Изменение цен на бизнес-тренинги под влиянием кризиса в 2009г., %
Диаграмма 44. Структура тренинговых компаний по типу деятельности в москве в 2005 г., %.
Диаграмма 45. Структура московского рынка краткосрочного образования по числу штатных и привлеченных тренеров, 2005 г., %.
Диаграмма 46. Количество компаний, предоставляющих услуги по различным тренинговым направлениям в москве в 2005 г., %.
Диаграмма 47. Структура московского тренингового рынка в 2005 г. По числу открытых и корпоративных тренингов (менее 20, 20-50, 50-100, более 100), %.
Диаграмма 48. Доли московских компаний, пользующихся тренинговыми услугами, по размеру компаний в 2005 г., %.
Диаграмма 49. Структура петербургского тренингового рынка в 2005 г. По типам участников: тренинг-центры, фрилансеры, приезжие тренеры, %.
Диаграмма 50. Наличие у компаний, работающих на петербургском рынке краткосрочного образования филиалов в москве в2005 г., %.
Диаграмма 51. Доля бизнес-тренингов в портфеле услуг петербургских тренинговых компаний в 2005 г., %.
Диаграмма 52. Количество компаний, предоставляющих услуги по различны тренинговым направлениям в санкт-петербурге в 2005 г., %.
Диаграмма 53. Структура петербургского рынка по числу проводимых тренингов в 2005 г., %.
Диаграмма 54. Ведущие центры бизнес-обучения по обороту от краткосрочных программ обучения в первом полугодии 2009г., млн. Руб.
Диаграмма 55. Ведущие центры бизнес-обучения по обороту от бизнес-тренингов и семинаров в первом полугодии 2009г., млн. Руб.
Диаграмма 56. Ведущие центры бизнес-образования по краткосрочным программам в челябинске в первом полугодии 2008-2009гг., кол-во слушателей
Диаграмма 57. Структура слушателей по длительности программ в нижнем новгороде в первом полугодии 2009г., %
Диаграмма 58. Топ-5 ведущих бизнес-школ по краткосрочным программам в нижнем новгороде в 2008-2009гг., кол-во человек
Диаграмма 59. Лидеры по тренингам и семинарам в самаре в первом полугодии 2009г., кол-во человек
Диаграмма 60. Ведущие бизнес-центры по обороту от тренингов и семинаров в новосибирске в первом полугодии 2009г., млн. Руб.
Диаграмма 61 . Ведущие бизнес-центры по количеству слушателей тренингов и семинаров в новосибирске в первом полугодии 2009г., человек
Диаграмма 62 . Ведущие бизнес-центры по обороту от тренингов и семинаров в красноярске в первом полугодии 2009г., млн. Руб.
Диаграмма 63. Ведущие бизнес-центры по количеству слушателей тренингов и семинаров в красноярске в первом полугодии 2009г., человек
Диаграмма 64. Ведущие бизнес-центры по обороту от тренингов и семинаров в ростове-на-дону в первом полугодии 2009г., млн. Руб.
Диаграмма 65. Ведущие бизнес-центры по количеству слушателей тренингов и семинаров в ростове-на-дону в первом полугодии 2009г., человек

ТАБЛИЦЫ

Таблица 1. Сравнительная анализ форм краткосрочного бизнес-образования: лекция, семинар, тренинги.
Таблица 2. Усвоение информации в зависимости от формата обучения
Таблица 3. Рейтинг наиболее популярных тренинговых компаний в 2009 г.
Таблица 4. Рейтинг популярности бизнес-тренеров в россии по состоянию на июль 2009 г.
Таблица 5. Интенсивность услуг усредненного провайдера, представленность услуг в портфеле провайдеров, прирост интенсивности услуг.
Таблица 6. Диапазоны цен на открытые, корпоративные и долгосрочные программы бизнес-тренингов
Таблица 7. Сравнение средней стоимости 1 тренинг-дня корпоративного тренинга, семинара, мастер-класса и т. Д. В 2007 и 2008 годах.
Таблица 8. Стоимость 1 часа коучинга, 2008 год
Таблица 9. Цена закупки различных форматов обучения в 2009г., руб.
Таблица 10. Стоимость 1 тренинг-дня корпоративного тренинга, семинара, мастер-класса и т. Д. В 2009г., рубли
Таблица 11. Сравнение параметров качества лицензионного и нелицензионного тренинга
Таблица 12. Действия компаний в условиях финансового кризиса, общие тенденции, 2009г.
Таблица 13. Сравнение средней стоимости 1 тренинг-дня корпоративного тренинга, семинара, мастер-класса и т. Д. В 2007 и 2008 годах.
Таблица 14. Число привлекаемых тренинговых компаний представителями малого, среднего и крупного бизнеса в 2005 г., шт., %
Таблица 15. Рейтинг лидирующих тренинговых компаний и учебных центров г. Москвы по версии портала «мсктренинги.ру» в 2009г.
Таблица 16. Ведущие центры бизнес-образования по краткосрочным программам в г. Екатеринбурге в первом полугодии 2009г.
Таблица 17. Ведущие центры бизнес-образования по бизнес-тренингам и семинарам (до 16 часов) в г. Екатеринбурге в первом полугодии 2009г.
Таблица 18. Ведущие центры бизнес-образования по количеству штатных сотрудников в г. Екатеринбурге в первом полугодии 2009г.
Таблица 19. Ведущие центры бизнес-образования по проведенным открытым программам в г. Екатеринбурге в первом полугодии 2009г.
Таблица 20. Ведущие центры бизнес-образования по проведенным корпоративным программам в г. Екатеринбурге в первом полугодии 2009г.
Таблица 21. Ведущие центры бизнес-образования по краткосрочным программам в г. Челябинске в первом полугодии 2009г., кол-во человек
Таблица 22. Ведущие центры бизнес-образования по краткосрочным программам в г. Нижний новгород в первом полугодии 2009г.
Таблица 23. Ведущие центры бизнес-образования по семинарам и тренингам в г. Самаре в первом полугодии 2009г.
Таблица 24. Ведущие центры бизнес-образования по семинарам и тренингам в г. Новосибирске в первом полугодии 2009г.
Таблица 25. Ведущие центры бизнес-образования по семинарам и тренингам в г. Красноярске в первом полугодии 2009г.
Таблица 26. Ведущие центры бизнес-образования по семинарам и тренингам в г. Ростове-на-дону в первом полугодии 2009г.


Ещё публикации