Гостиничный бизнес в России: текущее состояние и перспективы развития

22.06.2009 | 164 стр. | Артикул: H5FC5B6006CRU

30 000 руб.

Доставка: файл PDF по Email

Скачать брошюру в PDF

Выслать реквизиты
Оплатить позже
Агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка гостиничных услуг в России.

После начала рыночных преобразований в России наблюдалось динамичное развитие гостиничного бизнеса. Отрасль быстро росла, повышалось качество обслуживания. Со временем стали приходить зарубежные операторы, развивались российские сети, росло число маленьких частных отелей, реконструировались старые советские гостиницы.

Однако осенью 2008 г. в отрасли стало заметно влияние мирового финансового кризиса. Пассажиропоток упал, сократился и спрос. Те клиенты, которые раньше выбирали высокий уровень обслуживания, были вынуждены снижать расходы и останавливаться в более бюджетных гостиницах. Те, кто раньше мог позволить себе гостиницы уровня 3*, стали клиентами частного сектора (комнаты и квартиры), либо уменьшили число поездок.

Тем не менее, вторая половина 2009 г. показала, что восстановление в гостиничном бизнесе уже началось. Очевидно, прежних уровней быстро достичь не удастся. Но позитивные сигналы уже поступают. При этом остается и ряд старых проблем отрасли, в частности, расхождение количественного роста и качественного, дефицит квалифицированных кадров, нехватка подходящих земельных участков и т.д.

В исследовании подробно рассматриваются сегменты российского рынка гостиничной недвижимости в свете последних событий в отрасли. Исследование также дает представление о ведущих игроках на отечественном гостиничном рынке, позволяет оценить их масштабы и потенциал, а также методы борьбы с экономическим кризисом. В последней главе рассматриваются крупнейшие российские региональные рынки и приводятся прогнозы по их развитию.

В исследовании 2010 г. есть подробное статистическое сопровождение в виде таблиц и диаграмм. В этом году исследование охватило намного больше городов – добавились Геленджик, Калининград, Владимир, Ярославль, Нижний Новгород, Уфа, Самара, Екатеринбург, Тюмень, Красноярск, Владивосток и Омск.

Объём российского гостиничного рынка превышает 2,5 млрд. долл. США, почти половина рынка приходится на Москву. На данный момент в стране насчитывается 13 тысяч гостиничных номеров, которые соответствуют международным стандартам. 10 тысяч из них находятся в Москве, еще 1,5 тысячи – в Санкт-Петербурге, и всего лишь еще 1,5 тысячи – в других городах России. При этом современный гостиничный рынок российских регионов на 80% формируется гостиницами старой постройки советской эпохи и нуждается в новых отелях, оборудованных в соответствии с современными требованиями, в основном, класса 3*.

За последние 3 года мировая гостиничная отрасль пережила настоящий подъем — загрузка отелей и стоимость размещения заметно выросли, гостиничные компании расширили свое присутствие по всему миру. Быстрыми темпами росла и российская гостиничная отрасль, которая по мировым меркам является слабо развитой. Международные гостиничные сети – InterContinental Hotels Group, Hilton Hotels Corporation, Kempinski Hotels, Marriott International и др. – продолжили экспансию в Москве и Санкт-Петербурге и начали уверенное развитие в регионах. Наконец-то начали появляться российские гостиничные сети, которые в значительной степени заимствовали управленческий опыт у своих зарубежных коллег. Некоторым российским гостиничным сетям даже удалось открыть первые отели за рубежом, причем не только в странах СНГ. Здесь следует упомянуть компанию Heliopark Group, которая в 2008 г. открыла отель Heliopark Bad Hotel Zum Hirsch в Германии (Баден-Баден). Также в октябре 2008 г. «АЗИМУТ» открыл отели в Мюнхене и Кельне.

Однако в конце 2008 – начале 2009 гг. гостиничный бизнес в России оказался под ударом экономического кризиса. Ряд отельеров не смог справиться с растущими издержками и не успел выполнить свои обязательства по кредитам.

В результате, многие гостиничные проекты как в России, так и за рубежом сейчас заморожены. Девелоперы стремятся довести до конца лишь те проекты, которые уже близки к завершению. Проекты на начальных стадиях реализации откладываются на неопределенный срок. Загрузка гостиниц и цены на проживание в гостиничных номерах стремительно падают. Так, в феврале 2009 г. загруженность российских гостиниц сократилась на 22,8% по сравнению с февралем 2008 г. В Москве в четвертом квартале 2008 г. цены упали на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Впрочем, несмотря на это, московские гостиницы остались самыми дорогими в мире.

В настоящее время в российском гостиничном бизнесе существует множество проблем. По мнению многих экспертов, самой острой проблемой в отрасли является дефицит квалифицированных кадров. В связи с кризисом обострилась проблема финансирования проектов, а сложности с поиском земельных участков уже давно не дают покоя российским гостиничным девелоперам и инвесторам. Такая проблема, как длительный срок окупаемости, в последние годы стала менее ощутима, поскольку сроки окупаемости в других сегментах недвижимости выросли в связи с исчерпанием потенциала этих рыночных ниш.

В исследовании подробно рассматриваются сегменты российского рынка гостиничной недвижимости в свете последних событий в отрасли. Исследование также дает представление о ведущих игроках на отечественном гостиничном рынке, позволяет оценить их масштабы и потенциал, а также применяемые ими методы борьбы с экономическим кризисом. В последней главе исследования рассматриваются крупнейшие российские региональные рынки гостиничных услуг и приводятся прогнозы по их развитию.

Цель исследования:

Описать текущее состояние и тенденции развития российского и мирового рынка гостиничной недвижимости.

Задачи исследования:
  1. Описать тенденции развития гостиничной недвижимости в мире;
  2. Определить темпы роста и динамику развития российского рынка гостиничной недвижимости;
  3. Выявить тенденции и факторы, влияющие на развитие рынка гостиничной недвижимости в России, описать его особенности и ключевые проблемы;
  4. Дать характеристику ключевых сегментов рынка гостиничной недвижимости в России;
  5. Описать деятельность ведущих отечественных и зарубежных компаний на российском рынке гостиничной недвижимости;
  6. Определить показатели развития московского рынка гостиничной недвижимости;
  7. Описать ключевые тенденции развития московского рынка гостиничной недвижимости;
  8. Определить проблемы московского рынка гостиничной недвижимости;
  9. Дать характеристику развития рынка гостиничной недвижимости в ряде городов России: Перми, Краснодаре, Волгограде, Костроме, Новосибирске.
  10. Описать типы рисков, с которыми может столкнуться девелопер в сегменте гостиничной недвижимости и возможные варианты страхования девелоперской деятельности.
Объект исследования

Российский и мировой рынки гостиничной недвижимости.

Метод сбора данных

Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований DISCOVERY Research Group.

Методы анализа данных

Традиционный контент-анализ документов.

Информационная база исследования
  1. Печатные и электронные, деловые и специализированные издания;
  2. Ресурсы сети Интернет;
  3. Материалы компаний;
  4. Аналитические обзорные статьи в прессе;
  5. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств;
  6. Экспертные оценки;
  7. Интервью с производителями и другими участниками рынка;
  8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
Список таблиц и диаграмм
Резюме

ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Метод сбора данных
Методы анализа данных
Информационная база исследования

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО РЫНКА ГОСТИНИЧНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

§ 1. Организация гостиничного бизнеса
§ 2. Основные тенденции. Влияние кризиса на отрасль
   Инвестиции
   Цены и загрузка отелей
   Влияние кризиса на бизнес крупнейших гостиничных операторов
   Прогноз развития отрасли в краткосрочной перспективе

ГЛАВА 3. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ГОСТИНИЧНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

§ 1. Ключевые показатели российского рынка гостиничных услуг
§ 2. Проблемы российского гостиничного бизнеса
   Влияние кризиса
   Длительные сроки окупаемости
   Финансирование
   Отсутствие обязательной классификации
   Дефицит квалифицированных кадров
   Дефицит территории

ГЛАВА 4. СЕГМЕНТЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГОСТИНИЧНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

§ 1. Сетевые отели
§ 2. Сетевые мини-отели
§ 3. Бутик-отели
§ 4. Хостелы
§ 5. Гостиницы-кондоминиумы
§ 6. Ведомственные гостиницы
§ 7. Мотели
§ 8. Рынок краткосрочной (посуточной) аренды квартир

ГЛАВА 5. ВЕДУЩИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ И РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ

§ 1. Зарубежные игроки в российском гостиничном бизнесе
   Intercontinental hotels group
   Hilton hotels corporation
   Kempinski hotels
   Marriott international
   Hyatt
   Sokos hotels
   Accor
   Redquartz international
   Rimc international
§ 2. Российские компании в гостиничном бизнесе
   Азимут сеть отелей
   Amaks grand hotels
   «Интурист отель груп»
   Heliopark group
   «Русские отели»
   «Гостиничная компания»
§ 3. Девелоперы и инвесторы
   Моспромстрой
   Mirax group
   Стриминвест
   «Металлоинвест-маркет»
   «Гост отель менеджмент» и «базовый элемент»

ГЛАВА 6. ГОСТИНИЧНЫЕ РЫНКИ ПО РЕГИОНАМ

   Критерии привлекательности регионов для развития гостиничного бизнеса
   Москва
   Санкт-петербург
   Казань
   Краснодар
   Сочи
   Пермь
   Новосибирск
   Воронеж
   Волгоград

Отчет содержит 10 таблиц и 28 диаграмм

ТАБЛИЦЫ

Таблица 1. Средняя цена за номер в крупнейших городах мира в 2007-2008 гг.– ADR (в фунтах стерлингов) – и изменение за год (%)
Таблица 2. Показатели работы гостиничных операторов на ключевых рынках мира, январь 2009 г.
Таблица 3. Показатели работы гостиничных операторов на ключевых рынках мира, февраль 2009
Таблица 4. Число гостиниц и гостиничных номеров крупнейших операторов на 1 января 2009 г.
Таблица 5. Гостиницы, вышедшие на рынок Москвы в 2008 г.
Таблица 6. Крупнейшие гостиницы в Москве, открытие которых было пересенено с 2008 года на более поздний срок
Таблица 7. Показатели деятельности гостиниц с января по февраль 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.
Таблица 8. Гостиницы, вышедшие на рынок Санкт-Петербурга в 2008 г.
Таблица 9. Гостиницы Краснодара, находящиеся на стадии строительства на начало 2009 г.
Таблица 10. Запланированные объекты Краснодара, реализация которых еще не началась

ДИАГРАММЫ

Диаграмма 1. Гостиничные проекты, находящиеся на разных стадиях реализации в 40 странах Европы в 2007-2008 гг., кол-во номеров
Диаграмма 2. Гостиничные проекты, находящиеся на разных стадиях реализации в 40 странах Европы в 2007-2008 гг., кол-во объектов
Диаграмма 3. Объем сделок по слияниям и поглощениям в мировой отрасли гостиничного девелопмента, 2000 – 2008 гг., млрд. долл. США
Диаграмма 4. Объем сделок по слияниям и поглощениям в отрасли гостиничного девелопмента, США, 2000 – 2008 гг., млрд. долл. США
Диаграмма 5. Объем сделок по слияниям и поглощениям в отрасли гостиничного девелопмента, регион ЕМЕА, 2000 – 2008 гг., млрд. долл. США
Диаграмма 6. Объем сделок по слияниям и поглощениям в отрасли гостиничного девелопмента, Азия, 2000 – 2008 гг., млрд. долл. США
Диаграмма 7. Гостиничные номера, соответствующие международным стандартам, по географической принадлежности, тысяч номеров
Диаграмма 8. Рентабельность гостиничного бизнеса в Москве и регионах России по сравнению с Европой до начала глобального кризиса, %
Диаграмма 9. Загруженность отелей в регионах России в 2007 г., %
Диаграмма 10. Число комнат в отелях в различных регионах России, 2007 г.
Диаграмма 11. Число койко-мест в гостиницах в различных регионах России, 2007 г.
Диаграмма 12. Окупаемость объектов недвижимости в России, лет
Диаграмма13. Номерной фонд крупнейших гостиничных сетей мира на 1 января 2009 г., тысяч номеров
Диаграмма 14. Число отелей крупнейших гостиничных сетей на 1 января 2009 г.
Диаграмма 15. Номерной фонд HELIOPARK Hotels & Resorts, по странам
Диаграмма 16. Количество гостей, размещенных в гостиницах Москвы, 2003–2008
Диаграмма 17. Гостиницы Москвы по категориям (звездность), %
Диаграмма 18. Общее количество гостиниц, 2004-2008
Диаграмма 19. Общее количество мест в гостиницах, 2004-2008, тыс.
Диаграмма 20. Влияние кризиса на изменение объемов спроса по гостиницам различных сегментных групп Москвы, сентябрь-декабрь 2009
Диаграмма 21. Динамика изменения показателя доходности на номер в гостиницах различных категорий Москвы с начала кризиса
Диаграмма 22. Гостиницы Санкт-Петербурга по категориям (звездность), %
Диаграмма 23. Доходность для разных классов отелей Санкт-Петербурга (по «звездам»), %
Диаграмма 24. Стоимость строительства или реконструкции гостиницы в Санкт-Петербурге по классам (3* и 5*)
Диаграмма 25. Отели в Ленинградской области по комфортности: бюджетный, средний и элитный уровни
Диаграмма 27. Номерной фонд Краснодара по классам гостиниц
Диаграмма 28. Структура гостиничного номерного фонда г. Сочи к 2014 г. (план), по категориям, номеров


Ещё публикации