Рынок продуктов питания. Итоги 2010 года.

27.12.2010 • Издатель: Marketpublishers

Основная тенденция российского рынка продуктов питания - их стремительное подорожание, вызванное последствиями летней засухи, отмечают в своем исследовании эксперты компании TD Marketpublishers.

Однако аналитики предсказывают, что потребительский ажиотаж и спекулятивное настроение поставщиков на рынке успокоятся ближе к концу года, и в целом, по их мнению, ситуация на рынке не самая критическая.

Перебои с поставками пока не закончились

Несмотря на то, что лето давно позади, на рынке до сих пор наблюдаются перебои поставок качественных отечественных сельскохозяйственных продуктов. Причем касается это не только гречки, но и молочных продуктов и картофеля. Эксперты отмечают, что качество российского картофеля в этом году очень низкое и продукт придется экспортировать. Главным образом из Египта. Но первые поставки второго хлеба ожидаются не ранее конца этого года. Пока же рынок функционирует в условиях дефицита.

Впрочем, уверены аналитики TD Marketpublishers, проблемы с отдельными продуктами питания вряд ли повлекут серьезные последствия в целом на продовольственном рынке России. В том числе не ожидается резкое повышение цен в дальнейшем. По их прогнозам через несколько месяцев поставки всех товаров возобновятся, ситуация стабилизируется, и цены начнут снижаться.

В то же время, считают эксперты TD Marketpublishers , сегодня как никогда актуальна тема развития современных форматов торговли. Прежде всего, ставку надо делать на крупные торговые сети, которые могут стать серьезным тормозом инфляции.

Не обойтись в этой ситуации и без помощи государства, которое, хоть и по-минимуму, но должно вмешиваться в ход событий. Учитывая летнюю засуху, решение о прекращении экспорта зерна было своевременным, считают эксперты.

Кризис внес свою лепту

Обзор рынка продуктов питания, подготовленный компанией TD Marketpublishers, затрагивает и более глобальные аспекты жизнедеятельности этого сегмента рынка.

К примеру, отмечается в обзоре, кризис 2009 года повлиял на изменение структуры потребления и отношения к покупкам продуктов питания в России. В то же время оборот 2009 года был почти равен обороту 2008 года, и составил 7,92 млрд. руб. По итогам 2010 года ожидается прирост рынка на 10%.

Прежде всего россияне отказались от потребления готовых блюд (10%) и алкоголя. Реже стали приобретать кондитерские изделия, мясные продукты, сыр. Меньше всего пострадали молочные продукты, фрукты. В целом просматривается переориентация потребления на бакалейные группы товаров.

Очень важны для потребителей маркетинговые акции: так снизились продажи по причине отсутствия дисконтных карт (скидок) – 17,6%, отсутствие промоакций -- 12,5%. На увеличение продаж существенное влияние оказывают более низкая цена, больше товара за те же деньги, предложение пробников (дегустации).

На рынке алкогольной продукции России наблюдалось падение производства на 8%, импорта на 25%. На рынке мяса было отмечено, что мясо птицы в 2009 году занимает 37%, и составило 3,45 млн. тонн. На душу населения потребление составило 24,3 кг., к 2012 году прогнозируется 26 кг. За последние годы потребление мяса птицы выросло в 1,5 раза. Наиболее быстрые темпы развития производства мяса птицы демонстрирует Белгородская область. Доля рынка области выросла с 5% до 15%. Рост выпуска продукции многих российских производителей, отмечается в исследовании, был обеспечен ограничением импорта и введением квот на ввоз мяса курицы – снижение импорта составило 28%.

Самый быстрорастущий сегмент – детское питание

Кроме того, в обзоре рынка продуктов питания проведен анализ его сегментов и сделаны прогнозы их роста. Так, отмечают эксперты TD Marketpublishers , российский рынок имеет свои существенные отличия от рынка мирового. Если на мировом рынке один из самых быстрорастущих сегментов продовольственного рынка -- это питьевой йогурт, то в России это сегмент готовых блюд, детские соки и сокосодержащие напитки.

Самым быстрорастущим как в мире, так и в России, стал сегмент детского питания. В России это объясняется тем, что в стране введена господдержка многодетных семей, растут показатели рождаемости. Производители все чаще выступают в роли консультантов по детскому питанию, приспосабливаясь к местным вкусам. Но одновременно, в условиях погони производителей за сверхприбылями, в сегменте отмечается снижение качества и использование дешевого низкокачественного сырья, отмечается в исследовании.

На российском рынке продуктов питания присутствует более 25 000 предприятий. Причем на рынке превалируют именно российские производители, занимающие 80% внутреннего продовольственного рынка. Правда, не во всех секторах: например, кондитерскую продукцию и пиво производят в основном иностранные компании.

Если говорить о покорении регионов России игроками рынка, то для производителей в первую очередь, привлекателен центральный регион, где уровень доходов выше.

Среди трех основных неблагоприятных факторов, препятствующих развитию рынка, специалисты TD Marketpublishers отмечают обострение конкуренции, давление розничных сетей и нестабильное законодательство.

Давление ритейла и является тем фактором, который подталкивает российских производителей на создание собственных брендов. Сейчас в России доля частных марок в розничных продажах продуктов питания и напитков в среднем -- не более 1% рынка. Самая же большая их доля -- в сегменте кондитерских изделий и молочных продуктов.

Что касается нестабильного законодательства, то это главное препятствие для иностранных инвестиций. А ведь иностранцы готовы вкладывать деньги в российский продуктовый рынок, и, прежде всего, в компании, оборот которых приближается к 100 млн долларов, а ежегодный рост держится на уровне 20-40%. В наибольшей степени это справедливо для производителей мясной продукции, мороженого, снеков, и блюд быстрого приготовления.

Исследования по теме:

См. также: хлеб, молоко, алкогольные напитки, кондитерские изделия.

Новости и аналитика

Дайджест