Обзор рынка пива

22.08.2013 • Издатель: Marketpublishers

Мелкие производители пива набирают обороты и занимают все больший объем пивного рынка, хотя общее потребление пенного напитка год от года снижается.

Лидеры на мировом рынке пива не меняются вот уже несколько лет: 11 ведущих игроков прочно держат свои позиции, продавая порядка 70% пива в мире. При этом чуть менее половины от этого оборота – 40% - приходится на долю трех стран: США, Китая и России. Пока Штаты удерживают первое место, но Китай буквально наступает на пятки. Россия увеличила объемы продаж пива в два раза за последние 5 лет. Однако в последнее время на мировом рынке пива наметился ряд любопытных тенденций, отмечается в обзоре рынка.

Как подчеркивают эксперты, основной отличительной особенностью рынка пива в этом году стал неожиданный взлет мелких производителей, которые буквально вырывают пальму первенства у крупных пивоваров.

К примеру, во Франции количество мелких пивоварен за 10 лет возросло до 500. И именно на их долю приходятся основные продажи. К слову, продажи пива во Франции с начала года упали на 15%, в то время как цены выросли на 14%.

Стремительно наступают мелкие производители пива и в Мексике, Японии и Израиле. Кстати, в Израиле, который традиционно потребляет очень мало пива, ввиду религиозной специфики государства, потребление пива растет именно за счет мелких производителей.

Но особенно интересно ситуация с крупными концернами и мелкими производителями развивается в России, отмечают аналитики.

После того, как правительство РФ ужесточило регулирование рынка пива, которое приравняли к крепким алкогольным напиткам, мировые концерны начали сдавать свои позиции. С начала этого года в России наложен запрет на рекламу алкоголя и пива в СМИ, на телевидении и на наружных носителях. Также ужесточилось наказание за продажу алкоголя несовершеннолетним и реализацию напитков в ночное время. Кроме того, запрещено продавать алкоголь в нестационарных торговых точках.

В итоге, если еще год-два назад мировые гиганты держали в совокупности более 90% рынка, то по итогам прошлого года эта доля снизилась до 80%. Лишившись возможности агрессивно рекламировать свой продукт, иностранные концерны начали проигрывать в продажах мелким российским производителям пива, отмечается в обзоре рынка.

С начала года продажи пива мировыми компаниями в России значительно снизились. «Сан Инбев» даже была вынуждена закрыть производства в Курске и Новочебоксарске, после того, как ее прожади по итогам 1 квартала упали а 17%. Продажи Heineken снизились примерно на 5%. Продажи турецкой Anadolu Efes (объединенной с SAB Miller) упали на 5,4%. При этом на долю российского подразделения этой компании приходится порядка 40% всех продаж. Холдинг Anheuser-Busch InBev, который владеет брендами Stella Artois и «Сибирская корона», сократил продажи в России на 17%.

Крупные западные производители стали значительно проигрывать малым и средним региональным пивоварам. С 2007 по 2012 год доля малых производителей в России возросла в 4 раза – с 4% до 16%. И мелкие пивовары продолжат наращивать объемы производства и продаж, так как их не в такой мере задели законодательные меры по регулированию рынка.

В то же время остался в России пивоваренный концерн, который наоборот, показывает уверенный рост продаж – 6% по итогам первого квартала показала компания Carlsberg. Связано это главным образом с узнаваемостью брендов: «Жигулевское», «Балтика Кулер», Zatecky Gus и Holsten – традиционно пользовались спросом у россиян.

Ситуация на российском рынке пива усугубляется еще и тем, что в стране постоянно растут акцизы на алкоголь, что в свою очередь приводит к увеличению стоимости пенного напитка. Возросший с начала этого года на 3 рубля налог на литр пива привел к увеличению его стоимости в рознице на 25%. И это при том, что в стране в целом падает потребление пива.

Как отмечают в обзоре рынка эксперты, в первом квартале 2013 года продажи пива упали на 2,6%, до 221,2 млн дал. При этом основное снижение произошло именно за счет мировых пивоваренных концернов. Россияне все больше предпочитают либо пиво от местного мелкого производителя, либо и вовсе более крепкие напитки.

Такая ситуация на рынке пива будет сохраняться в течение нескольких ближайших лет, в течение которых мелкие пивовары плотной займут свою нишу на рынке.

Исследования по теме:

КОНТАКТЫ

The Market Publishers, Ltd.
Татьяна Левдикова
Тел:  +44 208 144 6009
Факс: +44 207 900 3970
ps@marketpublishers.com
MarketPublishers.ru

Новости и аналитика

Дайджест